Депутаты стремительно, без особых дискуссий, приняли поправки в Градостроительный кодекс и еще в два десятка законов и актов, регулирующих строительство.
По-видимому, виза Совета федерации и президентская подпись также не заставят себя ждать.
Легко представить: огромное покрывало из законодательной ткани, из кусочков, с десятками заплат, сотнями разноцветных стежков и штопок. А теперь - артефакт: на суд профессиональной общественности представлено не само полотно, а именно заплатки и штопки. Отдельно, объемом 125 страниц.
Поправки призваны решить три группы вопросов, условно: связанных с госэкспертизой, с предоставлением участков под застройку, с определением границ территорий и распределением полномочий между уровнями власти.
Вокруг принятия этого законопроекта шла нешуточная подковерная борьба. Например, в правительственном отзыве указано: "Законопроект предполагает заменить все целевые экспертизы проектной документации, а также экспертизы, связанные с предоставлением земельных участков и строительством на них, на единую государственную экспертизу".
О важности принципа "одного экспертного окна" говорил недавно и глава Росстроя Сергей Круглик. Но чтобы соответствующие статьи закона работали, документа мало: нужны бюджетные деньги, тщательно прописанные процедуры, переходный период.
Ничего этого в проекте нет, отмечают эксперты правительства. Как и когда будет выстроена новая система госэкспертизы, из окончательного текста понять крайне сложно. Опрошенные юристы тоже затруднились с ответом.
С целевым выделением территорий дела обстоят не намного проще. В изначальном варианте разработчики предполагали целевое выделение под госзаказ (в тех случаях, когда строительство финансируется из бюджета). Из принятого текста эти положения выпали.
Претерпели изменения ключевые пункты, трактующие "развитие застроенных территорий". В первом варианте предлагалось предоставлять без торгов пятна (в границах квартала), более половины которых застроено аварийными зданиями.
"Критерии определения участков нечеткие", - отозвались эксперты правительства. Теперь выставить на продажу разрешается любой квартал, если в нем хоть один дом признан аварийным. Зато продажа - только с аукциона. И к чему был весь шум?
Дальше - хитрости: если аукцион будет признан несостоявшимся из-за неявки, единственный участник получит квартал по начальной цене. А в следующем пункте говорится, что организаторы могут провести аукцион и повторно, изменив условия… Легко представить взяткоемкость вопроса.
Вице-президент корпорации "Петербургская Недвижимость" Вячеслав Семененко говорит: "Закон хорошо работает, если он соотносится с реальностью. Аукцион - нормальная процедура для развитых рынков, где есть все генпланы, проработаны процедуры и т.д.".
Сегодня, по мнению г-на Семененко, важнее создать условия для привлечения к квартальной застройке крупных инвестиций и больших компаний. А к повсеместному "аукционированию" мы придем еще лет через пять…
В важнейшем для строителей документе смешались благие намерения разработчиков и невнимание к механизмам реализации, стремление втиснуть в один проект все нерешенные вопросы сразу, отсутствие процедуры профессионального обсуждения, незаинтересованность региональных властей в прозрачных правилах застройки.
|