Депутаты Государственной Думы на последнем заседании весенней сессии вплотную занялись формированием рынка доступного жилья. Из 27 законопроектов жилищного пакета 18 успели принять во втором чтении.
Это значит, что рассмотренные документы, вероятнее всего, будут приняты осенью, быстро и без существенных поправок.
Из списка выпали принципиальные документы: новый Жилищный и Градостроительный кодексы. Не рассматривались поправки, касающиеся защиты прав дольщиков (по этому законопроекту дольщики приравнивались к потребителям), и законопроект о жилищно-накопительных кооперативах.
Может, и к лучшему: именно к этим документам у юристов, экспертов и участников рынка были очень серьезные претензии.
В законах, прошедших второе чтение, можно условно выделить две группы. Первая касается ипотеки (изменения вносятся в Гражданский, Налоговый и Гражданско-процессуальный кодексы, в законы «Об ипотеке…» и «Об ипотечных ценных бумагах»; принят новый документ — закон «О кредитных историях»).
Общая идеология понятна: ипотека становится дешевле (снижение пошлин и налогов, отмена нотариальной «обязаловки»), меры взыскания с неплательщиков — жестче, риски кредитных организаций снижаются. Но пока ипотечные сделки в общем обороте жилищного рынка составляют не более 1-1,5%. И влияние новых законодательных норм в этой сфере, скорее всего, поначалу будет соответствовать доле рынка. Это — законы на вырост, на дальнюю перспективу.
Зато вторая группа документов непосредственно затрагивает интересы граждан, озабоченных улучшением жилищных условий, и профессиональных участников рынка (риэлтеров и строителей).
Например, вносятся изменения в ГК и в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Когда они вступят в силу, госрегистрация будет «единственным доказательством существования зарегистрированного права». Независимо от того, какие другие документы есть в наличии у участников сделки.
Ответственности государства посвящена отдельная дополнительная глава. Если добросовестный приобретатель по каким-то причинам лишился честно купленного (и зарегистрированного) жилья, а виновного так и не нашли или нашли, но он не платит, — за ущерб ответит государство. Даже если виноваты не чиновники, а какие-нибудь третьи лица. Правда, только в пределах 1 миллиона рублей (примерно $33 000 — по сегодняшнему курсу)…
Смягчается налоговый режим для рынка недвижимости. Законодатель собирается отменить НДС при сделках с жильем и с земельными участками (поправки к 146-й статье 2-й части НК). Это избавит застройщиков и риэлтеров от необходимости придумывать «левые» схемы, упростит использование строителями банковских кредитов.
Для граждан минимизирована налоговая нагрузка. Продажа приватизированной квартиры засчитывается в полном объеме и независимо от срока приватизации (вычет из подоходного налога). При покупке жилья (в том числе — при участии в строительстве) можно будет списать тот же 1 миллион рублей, причем — из подоходного налога непосредственно у работодателя. Налоговые льготы распространяются и на проценты по кредитам, если гражданин занял денег на покупку или строительство жилья.
Немаловажные изменения ожидаются и в сфере земельных налогов. Для строителей: двукратная ставка на период проектирования и строительства, четырехкратная — если не уложились. Для граждан (по участкам под ИЖС) двойная ставка через 10 лет после предоставления земли и вплоть до госрегистрации.
Еще одна новость: до разграничения государственной собственности на землю ВСЕ доходы от продажи и сдачи в аренду участков под жилищное строительство пойдут в местный бюджет (сегодня часть доходов идет в федеральный). Эта мера, конечно, сильно подтолкнет торговлю землей на местах, однако при таком раскладе местные власти будут до последнего саботировать процедуру размежевания земель на местные и федеральные…
Подробный анализ предстоящих изменений законодательства и их последствий для рынка — в ближайших номерах «НП», в разделе «Экспертиза».
|