В охране федеральных памятников Петербурга вскоре произойдут серьезные перемены. Если администрация города своевременно не заключит соглашение с Правительством России.
Дело в том, что в результате административной реформы начала активно действовать Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охраны культурного наследия, в том числе и ее подразделение по Северо-Западу (далее - СЗ служба).
Как пояснил руководитель регионального представительства Юрий Жаболенко, служба не подменяет функции КГИОП, а является своеобразной "прокуратурой в сфере охраны памятников".
В сферу ее интересов попадают памятники федерального значения в Петербурге, Ленинградской области, в Карелии, а также в Псковской, Новгородской и Мурманской областях. Призванная следить за состоянием объектов наследия, эта структура (сейчас в ней работает 31 сотрудник) получила право согласовывать проекты работ как на самих объектах наследия, так и на территориях охранных зон.
Кроме того, инспекторы планируют установить контроль за реставрационными работами и состоянием памятников.
Как сообщил г-н Жаболенко, в компетенцию службы не входит управление имущественными отношениями, тем не менее контролеры могут инициировать отчуждение памятника у арендатора или собственника, если те нерадиво его содержат: "И мы уже пользуемся этим правом".
Служба может выдавать письменные предписания о приостановлении работ и о привлечении к ответственности, а также инициировать административное преследование нарушителей.
На Петербург пока деятельность службы не распространяется: до 1 июля действует старое соглашение, заключенное еще Владимиром Яковлевым с прежним главой Минкульта Михаилом Швыдким. Проект нового соглашения давно готов, но уже не первый месяц странствует по кабинетам Министерства культуры и массовых коммуникаций, агентства и федеральной службы.
И никто не берется сказать, удастся ли уложиться в срок. По крайней мере, СЗ служба уже готовится взять на себя заботу о федеральных памятниках Северной столицы - по образцу того, что происходит в сопредельных областях.
На первом этапе контролеры проверяют все юридические документы: на право владения тем или иным объектом, охранные обязательства, а также разрешения на ведение реставрационных (ремонтных, строительных) работ и лицензии. Уже обнаружилось, что в охранных обязательствах на объектах периферийных областей, как правило, не обозначены предметы охраны.
"В таких случаях мы считаем, что государством охраняется все, включая гвоздь, забитый в половицу, - поясняет Юрий Жаболенко. - Подобный подход подтолкнул архиепископов Новгородской и Архангельской областей к грамотному оформлению охранных обязательств". Представители службы уверены, что только с помощью этого документа пользователям удастся избежать произвола чиновников - чтобы те не требовали охранять все подряд.
Другой многообещающий пример - остановка всех строительных работ в историческом центре Пскова и Новгорода. В этих городах в числе памятников значится культурный слой (хотя уже изрядно перекопанный) на площади в несколько сотен гектаров.
А контролеры тщательно изучили закон и обнаружили, что на территории памятника запрещено любое строительство! В ответ на плач местных губернаторов (не говоря уже об инвесторах) разрешить стройку обещают лишь после того, как власти переведут свой культурный слой из категории "памятник" в "достопримечательное место".
Развернув активную деятельность в городах и весях, контролеры тем не менее согласны передать местным властям свои полномочия по специальным соглашениям. Но при условии, что в структуре исполнительной власти есть специальный орган по охране наследия и на эту деятельность чиновники не затребуют дополнительных средств из федерального бюджета.
|