В профессиональной прессе о коттеджных поселках, как правило, высказываются либо застройщики, либо риэлторы, либо чиновники. Тем любопытнее было взглянуть на приобретение загородного дома с другой стороны - клиентской. Мы обратились с вопросами к покупателю участка в "Янино" (проект ведет Национальная жилищная корпорация, аффилированная с Национальным резервным банком - НРБ). Герой интервью стал первым, на ком отрабатывалась кредитная схема для этого поселка.
– Я мечтал построить дом около леса. Хотя в моем возрасте уже не мечтают, а прагматично строят планы. Я шел к этому четыре года. Предложений, сопоставимых с моими возможностями, немало, но не ближе чем в 80 км от города.
Так далеко от Петербурга жить я не хотел. Мы ездили смотреть поселки в районе Репино-Ленинское и в направлении Рощино. Там все нам понравилось - кроме цены. К тому же мне нужны были средства на первый взнос. Два-три года назад попытки взять кредит ничем не увенчались. Банки требовали, чтобы дом был построен хотя бы на две трети. К 2006-му ситуация изменилась.
Начали строить поселок в Янино, где было и не так дорого, и близко от Петербурга, и была возможность получить кредит в "своем" Национальном резервном банке.
Тратить такие деньги на сезонное жилье я не готов. Да и хочется уже выбраться из города: у нас трамвайные рельсы под окном, грохот страшный, машины снуют туда-сюда. А в поселке - тишина. Если прислушаться, шум от Кольцевой все же есть, но это совсем не то.
– Сейчас многие банки заявляют об открытии кредитных программ для покупки загородного жилья. Насколько сложно вам было получить заем?
– Не то чтобы сложно, просто очень долго. Казалось бы, залог - более чем ликвидный, кредитная история отличная: моя фирма обслуживается в НРБ, то есть для банка я не человек с улицы. И все равно машина очень медленная.
Возможно, потому что я был первым. На мне "обкатывали" кредитную схему. Я не стал сразу брать заем на всю сумму: пришлось бы долгие годы работать только на погашение долга. Поэтому я взял деньги на первый взнос и заключил договор с застройщиком. А пока идет строительство, изыскал остальное.
– При покупке еще не построенного коттеджа часто заключается договор, далекий от юридического идеала. Расскажите, какую схему застройщик предложил вам?
– Мы заключили предварительный договор. Я понимаю, что это соглашение немного "мягковато" по отношению к застройщику, и прав больше у него. Но я получил, как мне кажется, значительный плюс - фиксированную цену сделки. Договор заключен осенью 2006 года. Несмотря на то что цены растут, для меня стоимость строительства остается на прежнем уровне.
После того как будет готов дом, мы подпишем "всамделишный", юридически подкрепленный со всех сторон документ.
– Когда вы выбирали проект дома, на что ориентировались?
– Как человека практичного прежде всего меня интересовала стоимость последующего обслуживания. А она сильно зависит от метража. Пока содержание дома стоит три копейки, но я уверен, что цена газоснабжения, электроэнергии, охраны и пр. будет только возрастать.
Некоторые застройщики утверждают, что обслуживание дорожать не будет, а то еще и подешевеет, но я в это не верю. У меня небольшая семья, мне не надо 300 метров. Я выбрал дом на 170 "квадратов". Но двухэтажный. Второй этаж - для ребенка.
Насколько в доме будет тепло, пока сказать трудно. Хотя вряд ли в Питере целый месяц будет 40 градусов мороза. В крайнем случае неделю придется в валенках походить. Это тоже нужно - для экзотики. Мы выбрали проект с гаражом на две машины, который примыкает к коттеджу. Пока у нас машина одна, и мы просто получим подсобное помещение в 36 метров. А если купим второе авто, будет где его поставить.
Правда, за гараж пришлось повоевать в самом начале покупки: я приехал в августе на место строительства, мне дали план поселка, попросили выбрать участок, а потом - проект дома. После этого мы с архитектором сели к компьютеру, и он стал прикидывать, как расположить выбранный коттедж на участке.
И так вертел, и эдак, все равно близко к дому соседа получается. И он решил, что гараж на две машины - многовато, и "отпилил" мне полгаража. Это меня категорически не устроило. Пришлось звонить начальникам. К счастью, все завершилось благополучно.
– Вы собираетесь жить в поселке круглый год. Значит, вам придется кардинально менять образ жизни. Как ваша семья относится к этому?
– Жена ждет не дождется переезда. Только об этом и говорит, мечтает, куда и какой камин будет ставить. Дитятко воспринимает грядущее переселение на природу спокойно. Я лично никуда не тороплюсь. Вот если бы мы жили в палатках, а завтра зима…
Очень хорошо, что дом сдается без внутренней отделки. Там установят стеклопакеты, входную железную дверь, сделают черновой пол, подключат газовый котел. Меня устраивает, что все оборудование - самое простое. Со временем можно что-то поменять по своему усмотрению. А отделку я сделаю сам, несмотря на то что уже сейчас много предложений от дизайнерских фирм. Но это все не то.
Я много лет занимаюсь авиамоделированием, так неужели не сделаю пол с подогревом? У меня есть друзья, которые с удовольствием поучаствуют в этом. А то придет дизайнер и начнет по своему усмотрению клеить у меня в доме ужасные обои с полевыми цветами. А насчет обоев - это вообще вопрос к жене.
– Застройщики последнее время все чаще делают ставку на крупные кварталы. Как вы считаете, удобно вам будет жить в большом поселке?
– Честно говоря, мне не особенно нравится, что это такой долгосрочный и масштабный проект. Из-за этого еще несколько лет придется провести на стройке. Сейчас мы там не живем, и на строительные работы я не обращаю внимания. Траншеи какие-то копают, трубы кладут, но я не вникаю для чего.
Вижу, что из-под земли торчат газовые сооружения, построили трансформаторную подстанцию. Уже и забор есть, хоть и примитивный. Однако у большого поселения есть и плюсы: содержать охранников, например, будет значительно дешевле, чем в поселке на 40-60 коттеджей.
– Каждый застройщик обещает своевременно информировать заказчика о ходе работ, соблюдать сроки договора и качественно строить. Делает ли он это?
– Да, специалистов, которые научились любезно общаться с клиентами, сегодня в компаниях хватает. Я был польщен, когда меня пригласили на официальное собрание, которое организовали в Янино. Мы вместе с застройщиком, представителями власти и жителями решали, надо ли строить школу в поселке.
Договорились, что достаточно будет детского сада. А вот торговый комплекс нужен, как ни крути. Мне пообещали, что дом сдадут в IV квартале этого года. Пока есть только фундамент. Никаких промежуточных сроков в договоре не прописано, поэтому сложно судить, нарушают строители график или нет.
Впрочем, я совсем не удивлюсь, если сдачу дома задержат. Для меня, как и для моих соседей, это не страшно: все солидные люди, у всех есть городское жилье.
Пока о претензиях к качеству строительства говорить рано, но я готов к тому, что проблемы будут. Это нормальное явление, бороться с этим в России нельзя. Но по мере возможности работу строителей надо контролировать.
Например, сосед мне говорит, что у меня фундамент выше, чем у других. Его залили еще в декабре 2006-го. И только потому, что я не пускаю все на самотек, мне предложили не торопиться, а дать фундаменту постоять.
Если будут рубить лес, возле которого расположен мой дом, придется создавать комитет защиты растений. Лесополоса принадлежит к первой категории, трогать ее не должны, но у нас возможно все.
|