Сразу две значительные выставки современного искусства открыты сейчас в Петербурге.
В Манеже на Исаакиевской пл. - VIII Биеннале современного искусства, в выставочном зале Музея городской скульптуры - "Новые идеи для города".
Куратор отдела современных течений Лариса Скобкина уверена: "Биеннале современного искусства - это праздник. Хочется, чтобы это чувствовали все петербуржцы, а не только те, кто приходит к нам". Подобно тому, как это происходит в европейских городах - в Венеции, Касселе, Мюнстере.
А ведь в этом маленьком немецком городке когда-то все начиналось с протестов возмущенных жителей, а сейчас с малолетства каждый ребенок знает: оно может и непонятно, но kunst (искусство то есть). Например, звучащая под мостом оперная ария или просто натянутая нить. Так что зайти на разнообразные перфомансы нашего питерского биеннале ей-богу стоит или хотя бы просто побродить по Манежу.
Опустил денежку, глядишь, лампочка-свечка и зажглась - совсем как в испанских храмах. Кому свечка? Взгляни в зеркало перед тобой и поймешь… Или послушай последнюю молитву: ее Богу возносят… крысы. Говорят, они останутся последними.
Хотя до славы европейских городов Питеру еще далеко, биеннале удалось сделать международной: среди участников - художники из Швеции, Британии, Японии, США и других стран. Участвуют и архитекторы, правда, только две наши мастерские: бюро Михаила Мамошина с его "итальянским кварталом" (застройка в 130-м квартале центра) и мастерская Олега Романова с проектом IT-городка для Университета телекоммуникаций.
В ходе биеннале световидеоперфомансом Александра Мельника открылась новая выставочная площадка Манежа - дом 103 по кан. Грибоедова. Его условно назвали "Малым залом", который предназначен для небольших персональных выставок.
А если завернете на часок в Музей городской скульптуры (Невский пр.,179/2), то подивитесь безудержной фантазии художников, предлагающих разнообразить городскую среду то символической скульптурой - "Человек, бросающий мусор", то мебелью в форме женской фигуры, то употребить металлолом в обустройстве офиса.
Впрочем, городские виды так и просятся для новой интерпретации: вот парадный фасад Зимнего дворца изуродован остекленной лоджией (как во всех новостройках); вот Кунсткамера увешана рекламными призывами типа "Шоу уродов", "Чукчи-сувениры" и проч.; бомж примостился на ночлег у Медного всадника.
Но абсолютно всерьез музей спрашивает у художников и всех горожан: что нам делать с мастерской знаменитого петербургского скульптора Михаила Аникушина? После его смерти мастерская (двухэтажное здание в Вяземском пер., 8, лит. А, площадью 774 м с тремя залами) перешла в оперативное управление музея.
И теперь сотрудники размышляют над концепцией его использования: мемориальный музей, информационный центр, рабочая мастерская…
|