Сломать легко - построить трудно. В конце прошлого века в нашей стране была разрушена советская система физкультуры и спорта. А теперь рвем на себе волосы и пытаемся наверстать упущенное. Роза Тойсова, директор фехтовального центра, не только сохранила массовый детский спорт (пусть только в отдельно взятом клубе), но и растит чемпионов Европы и мира. А помогают ей в этом муж и любовь к фехтованию.
– Роза Михайловна, как вам удалось сохранить школу в не самые лучшие для спорта времена?
– А мы работаем с утра до ночи. Вот и все. Результат зависит от работы. Если лежать на диване, ничего не будет. Да, бывают ситуации, выходить из которых очень трудно. Но я уже 28 лет в этой школе - сначала инструктором-методистом, потом завучем, а последние два десятка лет руковожу. И досконально знаю свою работу.
– Что вам как директору досталось в наследство?
– В школе тогда занимались от силы человек двести. Инвентарь ломаный, новый покупать было не на что. А теперь у нас тренируется семьсот спортсменов. И не только малышей, хотя школа детская. Мы готовим чемпионов страны, Европы и мира - каждый год, начиная с 1995-го. На последней Олимпиаде у наших учеников были медали. И на игры в Пекин реально уже попадают четверо.
Все наши чемпионы - свои, доморощенные. Ведь как бывает? Школы приглашают к себе готовых мастеров и тренируют их. Мы берем местных девчонок и мальчишек - и растим мастеров. А это труднее всего - из малыша сделать спортсмена, постепенно развивать его талант.
– Что самое сложное в вашей работе?
– Находить деньги! Школа большая, шесть видов: шпага, рапира, сабля - и мальчики, и девочки, разный возраст. На сборы и соревнования надо выезжать, иначе результата не будет. А спортсменов высокого класса надо везти и на международные соревнования. И всех надо одеть-обуть, обеспечить базу, выезд и еще уйму всего. А сколько бумаг! Это же ужас, сколько бумаг от нас требуют на каждого ребенка - планы, заявки...
– И где вы находите деньги?
– Правыми и левыми путями. Все источники финансирования, которые только возможны, мы изыскиваем и используем. Если не получается в спорткомитете получить деньги - бежим в Федерацию, там нет - в Госкомспорт, там тоже нет - к спонсорам, к родителям, которые могут помочь.
Ну а если совсем нет - бегу к мужу. А чтобы вырастить спортсмена высокого класса, надо вложить столько! Фехтование - технически очень сложный вид, экипировка дорогая, вся с электроникой. Государство нам теперь дает деньги, но это мизер - школе на четверть не хватает.
– Правда ли, что в 1990-е многим детям вы за свой счет покупали экипировку, особенно одаренным?
– Да, даже на чемпионат мира за свой счет отправляла! Ребята попадали на мир по юниорам - а комитет их не командировал: денег не было. И вот пришлось послать несколько человек в Турцию за мои деньги. Ребята привезли медали, но самое важное, что участвовали. А деньги - дело наживное.
– Нынешние родители спокойно платят за то, чтобы их чада занимались спортом?
– Сейчас многие родители стали умными и прекрасно понимают: надо вкладываться в развитие детей. В образование, в здоровье, в физическое воспитание. Математика, английский - да, но нельзя забывать о разностороннем развитии. А то хилый ребенок - что он сможет усвоить? И еще: в первую очередь детей привлекает общение. У нас за 28 лет не было ни одного наркомана, ни одного привода в милицию.
Спорт формирует личность, закаляет волю. Прививает правильное отношение к жизни. Ребенок понимает: побеждает тот, кто лучше других работал, кто на голову сильнее. И - что самое главное - все в твоих руках! Не в папиных и маминых или чьих-то еще, а в твоих. Хочешь быть первым - паши.
– А вас на фехтовальную дорожку не тянет?
– Я с утра до вечера так этим фехтованием успеваю насладиться - в виде разных бумаг и решения вопросов, - что не тянет. И дома у меня нет ничего, что напоминало бы о спорте, все награды на работе. Кстати, уже давно не было чемпионата мира, с которого наши воспитанники не привезли бы медалей.
– Потребность следить за собой выработалась еще в юности?
– Я считаю, что руководитель должен хорошо выглядеть. Это же лицо организации. Постоянные встречи: это выбить, то организовать, родители приходят - нужно быть в форме. Ну и стараешься - приходится уделять внимание, поменьше есть, побольше заниматься в бассейне. Точнее, успевать заниматься. И дома у меня есть маленький тренажер, это в свободную минуту. Спасает то, что я живу рядом с работой - три минуты пешком.
– Вы выбирали квартиру рядом со школой?
– Да. Раньше я каждый день ездила: час туда, час обратно… Сил никаких не было, и мы специально менялись поближе к работе, муж тоже был за.
Здесь очень удобно. В первую очередь, я считаю, в квартире должен быть большой холл. И просторная спальня. Еще у каждого должна быть своя комната отдыха. Ну и конечно, большая кухня, она же гостиная. Ванная большая. Хорошо, когда просторно. Хорошо, когда есть кондиционеры в каждой комнате.
– Муж вас поддерживает во всем?
– Да. Мне с мужем повезло - он сам спортсмен, тренер, мы с сестрой у него занимались. После он много лет нас поддерживал, потом мы с ним поженились. Да, он очень мне помогает, но у него свои проекты: он занимается театральными постановками, очень много работает. Я и сама не привыкла сидеть на диване. Я же ведь из очень бедной семьи, и мы с сестрой всегда знали: чтобы жить достойно, надо вкалывать.
Я начала работать, еще учась в институте: я профессиональная машинистка с высокой скоростью печати. А когда стала директором, брала уроки ораторского мастерства: я еще комментирую международные этапы Гран-при каждый год. Руководитель должен уметь все. Осваивала компьютер, оргтехнику, много лет вожу автомобиль.
– Вы что-нибудь делаете по дому?
– Ничего. Есть помощница по хозяйству, за пальмами и живыми цветами следит ботаник с научной степенью. А я если суп иногда сварю - для мужа праздник. Когда я прихожу домой, то опять достаю бумажки, открываю ноутбук - пошло-поехало. А если я чего-то не успею сделать - то все, завтра на работу можно уже не ходить.
Так что отдыхать особо некогда, разве что изредка, укутавшись в плед в своей комнате. У меня там есть полусфера - уютно светится под лестницей, сделанной из одного огромного ствола дерева - специально везли из Италии. А у мужа есть свой плед, который его постоянно дожидается на кресле в гостиной. Я с этим мирюсь, а вообще терпеть не могу, когда диваны и кресла чем-то накрыты.
– А кто же занимался обустройством квартиры?
– Это все муж. У него очень хороший вкус. Он сразу решил, в каком стиле и цвете здесь все будет. Вот, правда, шторы недавно меняли - тут уж дизайнер участвовал. Конечно, муж периодически спрашивал, нравится ли мне.
До сих пор он занимается интерьером: покупает красивые вещи, целенаправленно заходит в магазины. А когда был в Мюнхене, увидел в художественном каталоге портрет одной графини. Ему так понравилось, что он привез репродукцию и заказал художнику такой же - но с моим лицом. Мне он тоже очень нравится.
– Вам хочется иногда все бросить и зажить в свое удовольствие?
– Ой, да каждый день! Особенно когда бюрократия захлестывает. Когда говорят, что завтра опять проверка, по стойке "смирно", бумажки сюда, бумажки туда. Еще очень обидно, когда твой спортсмен попадает на чемпионат мира, а его не берут из-за каких-то подводных течений.
И как объяснить это ребенку, родителям, тренеру? Бывает, прихожу вечером домой - все, с завтрашнего дня на работу больше не хожу, надоело, сил нет. Тут звонят: первое место заняли. И наутро я не иду - на крыльях лечу! Это лучшая награда и стимул.
Вот мне несколько лет назад присвоили звание заслуженного тренера России за многолетнюю подготовку спортсменов высокого класса - это приятно и важно, ведь мой труд был так высоко оценен! И это вроде бы единственный случай, чтобы женщине - директору школы присвоили столь высокое звание.
Тем не менее я принципиально не вмешиваюсь в работу своих тренеров. А зачем? Только мешать. Они лучше знают, что ученику нужно. Но я всегда своим говорю: "Выиграли? Молодцы! Побежали дальше". Ни в коем случае нельзя останавливаться.
НК досье
Роза Михайловна Тойсова
Заслуженный тренер России, мастер спорта СССР по фехтованию, директор спортивной школы Олимпийского резерва "Спартак".
Муж, Лев Михайлович - продюсер, дважды мастер спорта СССР (шпага, рапира).
Дочь Марина, 21 год; окончила Петербургский государственный университет (экономический факультет), мастер спорта по фехтованию.
|