Раскрытие эффективной ставки так и не стало обязательной мерой, банки уходят от обвинений в обмане потребителей.
Однако теперь кредиторы должны будут защищаться от Роспотребнадзора не в столичном суде, а в регионах. Это может повернуть ситуацию не в пользу банков.
Росбанку и банку "Хоум Кредит энд Финанс" придется оспаривать постановления об административных нарушениях в арбитражном суде Ульяновской области. В региональных разбирательствах банкам не везет: ХКФ проиграл похожее дело в Екатеринбурге. Банки обвиняют в том, что они получают (незаконные) дополнительные комиссии и применяют штрафные санкции к заемщикам, погашающим кредит досрочно.
Согласно постановлению пленума Высшего арбитражного суда от 20 июня №42 рассматривать дела об административной ответственности юрлица можно либо по месту совершения проступка, либо по месту дислокации органа, проводившего расследование.
По мнению аналитиков, в регионах лояльность судов к банкам существенно ниже, чем в Москве, а влияние чиновников на судей, наоборот, выше.
ДЕНЬГИ ВПЕРЕД
Федеральная антимонопольная служба хочет заставить банки раскрывать платежи до оформления сделки. Проект постановления ФАС уже направила в Правительство РФ.
Такой порядок прибавит банкам работы: подробный расчет с учетом индивидуальных особенностей клиента придется проводить без гарантий, что в итоге кредит будет выдан. Лишние трудозатраты без финансовой отдачи банкам не интересны.
Сейчас полные расходы по займу банки раскрывают только после подписания договора, и даже эта мера была установлена совсем недавно.
Возможно, проблема решится осенью, когда Госдума утвердит законопроект о потребительском кредитовании. Будет установлен новый порядок расторжения договора: если заемщик найдет в документе спорные моменты, он сможет отказаться от сделки.
ФАС пытается добиться того, чтобы обязанность раскрывать эффективную ставку была закреплена законодательно, а не только в качестве рекомендации. Скорее всего, постановление правительства, которое хотят ввести до принятия закона, будет касаться кредитования вообще, в том числе и ипотеки.
Аналитики полагают, что порядок контроля, указанный в постановлении правительства, может быть жестче, чем надзор со стороны ЦБ.
ИПОТЕКА ВНЕ ФОКУСА
Согласно проверке ФАС банк "Русский стандарт" при предоставлении кредитов не нарушал антимонопольное законодательство и закон о рекламе. В мае в Московском арбитраже с "Русского стандарта" были сняты обвинения, предъявленные Роспотребнадзором.
Позже Генпрокуратура поручила ЦБ, ФАС и Федеральной службе по финансовому мониторингу проверить кредитора, потому что жалуются на лидера потребительского кредитования часто. Из 86 жалоб, поступивших в Роспотребнадзор с начала года, 52 касались "Русского стандарта". Например, заемщики пишут, что им высылают кредитные карты без подробной информации по использованию.
Оказалось, что невнимательны сами граждане. Тарифы по картам и кредитам раскрываются в полном объеме: работники банка дают клиентам для ознакомления график платежей с указанной эффективной процентной ставкой. Информацию об изменениях условий кредитования "Русский стандарт" размещает на интернет-сайте и на информационных стендах в представительствах банка.
Однако, по мнению Антимонопольной службы, этого может быть недостаточно, и новый порядок информирования нужно принять как можно скорее. Вопрос соблюдения прав заемщиков для ЦБ, ФАС и ФСФМ - непрофильный. В ФАС подчеркивали, что их обязанность - отследить добросовестность конкуренции, а не защищать потребителей. Тем более критерии обмана потребителей сейчас неоднозначны.
До принятия закона отдельные постановления (к тому же - не обязательные к применению) могут только запутать картину. Ипотеку масштабные проверки пока не затрагивают. Ипотечное кредитование - не настолько массовая услуга, чтобы устраивать значительные ревизии. Жалоб также сравнительно немного.
Однако претензии, предъявляемые к потребительским кредитам, могут быть отнесены и к ипотечным. Например, по потреб-кредитам зафиксированы жалобы на то, что за досрочное погашение взимается штраф. Для ипотеки такие штрафы - норма, практически каждый банк берет комиссию за досрочное погашение в первые 6-12 месяцев после оформления кредита, и для заемщиков это не секрет. При этом досрочное ипотечное погашение очень популярно.
Некоторые заемщики используют иски к банкам в качестве встречной меры - когда банки предъявляют им претензии по неуплате взносов.
Ясность в эту ситуацию могут внести только жесткие правила и сложившаяся судебная практика.
|