На этой неделе Минтранс обещает объявить итоги конкурса на разработку ТЭО по строительству скоростной платной автотрассы Москва — Петербург стоимостью свыше $6 млрд. Проект сможет окупиться через 30 лет.
Сегодня 27% федеральных автодорог работают в режиме перегрузки. «К 2010 году автомобильный парк возрастет более чем в полтора раза. Это приведет к еще большему обострению дорожного вопроса. Один из способов решения проблемы — создать сеть платных автодорог», — говорит генеральный директор ФГУ «Дороги России» Сергей Быстров.
До сих пор дороги в России строились исключительно за государственный счет. Частный бизнес не горит желанием вкладываться в эту отрасль. «Говорить об инвестиционных проектах, которые окупятся через 35 лет, не имеет смысла.
Предельный показатель, при котором бизнес даст денег на дорожное строительство, — 15 лет. Если оказывается, что вернуть средства по каким-либо причинам трудно (от этого не застрахован никто), государство должно компенсировать инвестору вложения», — считает Антон Гейдт, директор московского филиала НПО «Мостовик». Однако законов, которые защищали бы дорожных инвесторов, в стране нет.
В конце прошлого года федеральное правительство своим постановлением разрешило Минтрансу строить платные дороги. В числе пилотных проектов — трасса между двумя столицами. На этой неделе Минтранс объявит результаты конкурса на разработку его ТЭО. Пока известно только, что в нем участвовали 23 претендента.
Скоростная автомагистраль Москва — Петербург потребует 180,7 млрд рублей. Предполагаемые источники финансирования — бюджеты Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей, федеральная казна, а также средства частных инвесторов. Длина дороги составит около 650 км, ширина — шесть—десять полос. Двигаясь со скоростью 180-200 км/ч, преодолеть путь можно будет за три-четыре часа.
Строительство продлится пять лет, начало работ намечено на 2007-2008 годы. Получение прибыли ожидается через 10-15 лет после начала эксплуатации трассы. Предположительно за каждый километр дороги водителям придется платить по рублю.
Магистраль пройдет через населенные пункты с общей численностью жителей около 25 млн человек (18% от населения всей России). Так что федеральные чиновники не сомневаются в окупаемости проекта.
Независимые эксперты оценивают перспективы более скептически. По данным компании ООО «ФБК-Консалтинг», чтобы вернуть в заданный срок деньги, вложенные в трассу, по всем ее полосам должны каждые пять секунд ездить машины в обоих направлениях. Обеспечить такую загрузку практически невозможно.
По крайней мере сейчас можно рассчитывать лишь на одну машину в 10-20 секунд, и то лишь, если трасса будет четырехполосной. В таких условиях проект сможет окупиться не раньше чем через 30 лет.
|