Врамках интерьерной выставки FIDexpo 2005 в Петербурге прошел семинар известных финских дизайнеров Юле Оксанена и Ханну Тикка — «Свет и пространство».
Несколько лет назад они основали в Финляндии Академию пространства и света, в которой преподают основы светодизайна и предлагают собственный научный подход к его изучению. В Петербурге дизайнеры провели первый «выездной семинар», на котором поделились опытом создания проектов подсветки и презентовали лучшие работы финнов в этой области.
«Финские традиции светодизайна зародились еще в XIX веке, поэтому нам есть чем похвастаться и чем поделиться», — с улыбкой заметил Ханну Тикка.
Презентация началась с показа лучших дизайн-проектов освещения. Большой интерес привлекла в свое время работа финского дизайнера Гарри Коскинена, который вмонтировал классическую люминесцентную лампу в большой грубый кусок стекла, очень напоминающий лед.
Сам мастер остался недоволен проектом, однако работа заняла почетное место среди авторских светильников. Наряду с классическими примерами Ханну Тикка представил работы современных мастеров, например популярной в Суоми дизайн-группы Valvomo. Молодые новаторы встроили светильник в воздушный шар. Каждый раз, когда включаешь светильник, шар начинает «дышать», самостоятельно вбирая и выпуская воздух через специальные клапаны.
Из современных тенденций Ханну Тикка выделил возрастающий интерес дизайнеров к уличным светильникам и появление в Европе заказов на сверхмасштабные проекты освещения. Например, когда приходится выполнить комплексную подсветку целого морского порта, протяженность которого может составлять несколько километров.
«Будущее светодизайна — в использовании многоцветных осветительных приборов, в которых свет играет и переливается. Такая тенденция обусловлена исключительно технологическим прогрессом, который всегда играл одну из первостепенных ролей в области освещения», — говорит Ханну Тикка.
Вторую часть семинара дизайнеры как раз и посвятили техническим нюансам разработки световых проектов. Юле Оксанен, идейный вдохновитель финской Академии пространства и света и по совместительству профессор Нью-Йоркского университета, презентовал собственные работы.
«Искусство светодизайна существует давно, но пока не имеет под собой крепкой научной школы. Работа со светом требует точных математических расчетов, а сегодня в мире нет, например, ни одного специалиста по естественному освещению. Мы делаем в этой области только первые шаги», — сетует г-н Оксанен.
В Петербурге он представил проекты освещения моста в Хельсинки, делового центра «Телинор» в Норвегии, собора в Германии, аллеи в Турку.
Например, подсветка хельсинского моста выполнена таким образом, что свет прожекторов не выходит за его пределы. Все светильники размещены с внутренней стороны моста, и темной ночью он выглядит особенно ярко, хотя мощность ламп не столь велика.
«Бывают случаи, когда мы выполняем дизайн-проект, не установив ни одного светильника, — говорит Юле Оксанен. — Так было при освещении одного норвежского бизнес-центра. Мы просто заменили некоторые сплошные элементы здания на стеклянные и добились нужного эффекта».
Дизайнер света, как считает, Юле Оксанен, должен быть хорошим техником: существует более 55 000 различных видов ламп, и у каждой свои характеристики, каждая должна занять свое место.
|