Совет по культурному наследию под эгидой Валентины Матвиенко одобрил стратегию сохранения петербургских памятников.
Два месяца отведено на обсуждение этого документа в профессиональной и общественной среде. Затем «Петербургская стратегия по охране культурного наследия» (именно таково ее официальное название) поступит на утверждение городского правительства в качестве нормативного акта (см. «НП», №4).
По словам Валентины Матвиенко, стратегия должна стать своеобразной хартией, заключенной между властью, горожанами и бизнес-сообществом. Председатель КГИОП Вера Дементьева уверена, что наследие надо воспринимать не как тяжкое бремя ограничений, а как до времени скрытый экономический потенциал, который принесет «прибыль от туристической и реставрационной деятельности».
Гендиректор Фонда спасения Петербурга-Ленинграда Александр Марголис призвал всячески разъяснять эту мысль горожанам и застройщикам: «Вот не объяснили людям преимущества монетизации льгот, и что получилось?»
Правда, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский призвал профессионально отнестись к подсчетам того вклада, который наследие вносит в экономику города. Серьезный опыт в этом есть, к примеру, у Нью-Йорка. При этом Михаил Пиотровский выступил с инициативой провести лотерею в пользу какого-либо конкретного памятника: при дефиците финансирования это могло бы стать серьезным подспорьем.
«Под марку Эрмитажа горожане, может быть, и поучаствуют в лотерее...» — Валентина Матвиенко призвала г-на Пиотровского возглавить это дело, пояснив, что граждане давно перестали верить подобным предприятиям.
В самой стратегии дополнительных предложений по финансированию памятников не содержится. Но есть революционное намерение упразднить деление объектов наследия на федеральные и региональные. Именно в этом ничем не объяснимом статусе таится корень многих бед.
В частности, с этого года согласно закону о бюджете субъекты Федерации не могут направлять свои средства на реставрацию памятников общероссийского (федерального) значения. Кроме того, до сих пор действует мораторий на приватизацию федеральных памятников. Если отменить эту градацию, на спасение наследия можно будет привлечь дополнительные деньги.
Но это находится в компетенции Правительства РФ, и пока ничто не предвещает, что оно займет конструктивную позицию. Валентина Матвиенко по ходу работы совета не раз обращалась с грозными филиппиками в адрес федералов: «Надо на аварийных памятниках федерального значения повесить плакаты: «За этот дом отвечает Москва!»
Другая претензия к центру — делегирование (вернее, его затягивание) Петербургу полномочий территориального органа Минкульта: принципиальная договоренность об этом есть, а документа — нет. Дело в том, что прежнее соглашение Минкульта с администрацией города (от 2002 года) расторгнуто в связи с реформированием министерства.
Как пояснил «НП» Александр Работкевич, представитель Федеральной службы надзора за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, теперь это соглашение Петербургу предстоит заключить с Федеральной службой и Агентством по культуре и массовым коммуникациям.
Подготовленный документ проходит согласования, и пока трудно сказать, когда его вынесут на утверждение федерального правительства. К тому же есть некоторые недоговоренности — в частности, по вопросу о лицензировании работ на памятниках, а также о контроле за административными нарушениями в этой области.
|