К 60-летию Победы Музей городской скульптуры отреставрирует восемь памятников, десяток мемориальных досок, а также подготовит хорошую выставку о блокадных буднях сотрудников музея.
Как сообщила зам.директора музея Надежда Ефремова, реставрационные работы на монументах развернутся, как только наступят теплые дни. Памятники решили не демонтировать: времени до юбилея мало, а денег в бюджете не то чтобы очень много.
Небоевые раны
Сейчас составляются сметы и методики, проходят тендеры — чтобы к праздничным дням монументы предстали в достойном виде.
А то сегодня памятник пионерам-героям в Таврическом саду производит тягостное впечатление вовсе не из-за трагической тематики. Монумент, созданный в 1960-е годы из пористого известняка, ни разу не испытывал на себе забот реставраторов. А стоит он среди зелени сада, что еще больше усугубляет действие фирменного питерского климата.
В результате за 40 лет монолит со скульптурными барельефами детей блокадного города вобрал в себя столько воды и грязи, что стал разноцветным. «Лечить» его будут с помощью специальных вытягивающих компрессов, а потом покроют спецраствором, защищающим от влаги.
Совсем не по-геройски выглядят сегодня шесть бюстов дважды Героев Советского Союза, что оформляют центральную аллею Московского парка Победы. Дело не только в копоти и следах птичьей жизнедеятельности, осевших на бронзе памятников (и граните постаментов).
Некогда бравые герои будто молча жалуются друг другу: одни — на отсутствие накладных атрибутов («крылышек» или танков, соответствующих роду войск), другие — на искореженные памятные доски. Дело в том, что эти доски, выполненные из выколотной меди на гипсовой основе, производят неизгладимое впечатление на любителей цветмета.
Но обогатиться с их помощью невозможно: слой меди ничтожно мал. Так что выгоды «добытчикам» никакой, а памятнику — убыток: гипсовая подложка рассыпается в руках, а миллиметровый слой меди корежится.
На 32-м км Петергофского шоссе приведут в порядок стелу из кованого гранита, установленную в честь защитников Ораниенбаумского плацдарма. Сегодня можно прочесть далеко не все слова во врезной тонированной надписи на монументе, которая давно требует обновления. Традиционно к этому памятному рубежу выезжают участники боев.
Смогут ли ветераны увидеть памятную доску у другого края обороны — на железнодорожном виадуке Пулковского шоссе, до сих пор неизвестно: ее закрывает огромная реклама (см. «НП», №3), и железная дорога на многочисленные обращения не реагирует.
Зато точно известно, что будут тактично подновлены предостерегающие штукатурные надписи блокадных дней «При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна» — таковых в Петербурге сохранилось три (на Невском пр., на Лесном пр., на 22-й линии В.О.), а также мемориальные доски памяти маршала Говорова, детей Испании, истребительного батальона Кировского завода и др.
Памятная летопись
Помимо реставрационной программы музей готовит необычную экспозицию, которая развернется в выставочном зале на пл. Александра Невского. «Мало кто знает, что Музей городской скульптуры — один из немногих, которые работали в годы блокады и войны», — комментирует Надежда Ефремова. Разбирая документы той поры, сотрудники выстраивают концепцию будущей выставки.
Вот конкурсные эскизы-предложения по маскировке ленинградских монументов. Все мы хорошо знаем, что некоторые памятники были закопаны, некоторые закрыты щитами — но мало кому известно, что решения принимались на основе конкурсных идей, которые выдвигались профессиональными архитекторами и художниками.
Так рождались нетривиальные образы: к примеру, памятник Николаю I (знаменитые две точки опоры у конной статуи) после укрепления и маскировки предстал некоей пирамидой, на гранях которой были нарисованы агитационные плакаты.
Кстати, витрины Елисеевского магазина служили своеобразными «окнами РОСТа», где выставлялись скульптурные агитки-карикатуры на тему «Нет» сказали мы фашистам» (выполняли их также художники музея).
Один из документальных отчетов объясняет, что из-за массированного артобстрела сотрудники не смогли вовремя доставить эти агитки на место. Как ни удивительно, в то блокадное время был строгий учет и контроль: разнарядки предписывали поехать в порт и получить x кубометров дерева для изготовления щитов да y килограммов гвоздей.
И тут же подтверждения от контролирующих органов, что действительно на работу потрачено именно столько, сколько получено. А еще многочисленные зарисовки блокадного города: разрушенные здания, пострадавшие памятники... Фотоаппараты едва ли не в самом начале блокады было предписано сдать (ими мог пользоваться лишь очень узкий круг журналистов, остальных тут же подозревали в шпионаже), так что фиксировать происходящее получалось только с помощью карандаша или акварели.
На их основе тогда же в ленинградских типографиях печатали открытки. Некоторые из них хранятся в архиве музея — к примеру, не укрытые львы на пристани у Адмиралтейства на фоне кораблей, намертво вмерзших в лед блокадной Невы…
|