Новое здание Центробанка на ул. Ломоносова,7 войдет в историю как первый шаг по внедрению в центре города планарного остекления — характерной приметы хайтековской архитектуры. А не только как успешное завершение десятилетней эпопеи реконструкции гнилой руины.
С лужащие Центробанка еще только обживают новые апартаменты общей площадью около 17 000 кв.м — с подземным гаражом, зимним садом, собственной котельной и прочими благами современных банковско-офисных зданий, включая систему эксплуатации по принципу «умного дома».
Впрочем, не углубляясь в детали внутреннего обустройства, участники проекта с резонной гордостью представили «товар лицом» — обратив внимание архитектурно-строительного сообщества прежде всего на внешний облик здания.
Главным образом — на новую технологию остекления, так называемый планарный фасад. «Это первый пример применения в России такой технологии, — заверил Игорь Сидоров, генеральный директор холдинга «Панорама», которая реализовала этот «стеклянный проект». — Конечно, и в Москве, и в Петербурге есть здания со сплошным стеклянным фасадом, но это псевдопланарные фасады».
Основное отличие в том, что при монтаже не используются металлические рамы, к которым жестко крепится стекло (как при так называемом структурном остеклении фасада), оно держится на упругой вантовой конструкции с помощью точечной (снайдерной) системы. Стоит учесть, что сам термин «планарный фасад» можно использовать с оговоркой, поскольку это название запатентовано компанией Pilkington, производителем соответствующих систем.
Эта технология позволяет достичь эффекта сплошного (фактически не разделенного на отдельные квадраты) стеклянного фасада, который активно используется в западной архитектуре — при создании масштабных прозрачных поверхностей, которые при этом отлично сберегают тепло внутри помещений.
Впрочем, роль планарного фасада на Ломоносова, 7 весьма отличается от западных прототипов: дело в том, что за стеклом скрывается «классический» петербургский фасад с отделкой из керамо-гранита, и, уж конечно, за стеклом не будут видны банковские манипуляции.
Главный художник города Иван Уралов отметил: «Это остекление на фоне стены с окнами выглядит весьма своеобразно. Но оно — петербургское, так как напоминает нам, что Петербург — это большая декорация». (Своеобразие усиливается тем, что новый «хайтековский» флигель соседствует со старой архитектурой: фасад, выходящий на Фонтанку — д. 68, по требованию КГИОП воспроизведен в историческом облике. Признаться, найти что-нибудь подобное в старом город сложно.)
Впрочем, помимо эстетической функции у него есть и чисто утилитарные задачи: стеклянный экран защищает от уличного шума и сберегает тепло. Под конец презентации Владимир Григорьев, руководитель компании «Игл-групп», которая выполнила реконструкцию здания, признался, что в создании этого комплекса частично есть и заслуга нынешнего главного архитектора города Александра Викторова (в ту пору зам. начальника управления экспертизы).
Специалисты «Панорамы» припомнили, как с трудом совмещали два ГОСТа по креплению стекла — западный, который требует точности в 2 мм, и наш, допускающий расхождение в 80 мм. Результатом все остались довольны.
|