Каждая компания имеет свое понятие о задачах и процедуре проведения аттестации. Чаще всего руководители агентств просто пытаются очередной раз «перешерстить» трудовые ресурсы и избавиться от «балласта».
Многие главы фирм, кроме того, на собеседованиях выясняют, какие обучающие программы нужны подчиненным. К примеру, сегодня наибольшим спросом у агентов пользуются психологические тренинги — «чтобы легче пережить спад на рынке».
В «Итаке» с помощью сведений, полученных на аттестации, составляют также и социальные программы для сотрудников: медицинское обслуживание, льготные турпутевки и пр.
Некоторые компании используют эту процедуру для поиска новых идей. «В ходе собеседования сотрудники могут подсказать нам какой-нибудь выигрышный PR-ход. Например, агенты нашего Невского отделения недавно придумали проводить бесплатные семинары для работников соседних предприятий — возможно, это привлечет новых клиентов», — говорит Мария Сорокина, заместитель генерального директора компании «Миэль-СП».
В половине опрошенных фирм агентов во время аттестации просят высказать предложения по работе компании. Единичные агентства проводят опрос и среди остальных сотрудников (бухгалтерии, технического персонала и т.д.).
В Центральном агентстве недвижимости аттестация вообще добровольная. В компании многоступенчатая иерархия специалистов, и, чтобы перейти на следующий уровень, сотрудник должен пройти тестирование.
Есть и фирмы, для которых аттестация — больше формальное мероприятие. «Как сертифицированное агентство, мы обязаны проводить аттестацию сотрудников раз в три года. Тесты, которые мы при этом используем, похожи на те, которые применяются при сертификации, — но в них все же больше практических вопросов.
Не вижу смысла проводить проверку чаще: за год-два в работе агента мало что меняется», — поясняет Аркадий Кязимов, генеральный директор агентства «Союз».
По всем статьям
Внутренняя аттестация обязательно включает анализ дохода, который агент приносит фирме (обычно месячная квота в агентствах — $400-500). Руководство постоянно имеет доступ к этой информации, но одновременно проверить показатели нескольких сотен сотрудников берется лишь во время аттестации.
Вторая обязательная часть — личная беседа с сотрудником. Кроме того, мнение о его работе спрашивают у руководителя группы (а в компании «Миэль-СП» просят высказаться и агента-напарника).
Большинство компаний проводят серию тестов на знания: агентам предлагают разрешить заданную конфликтную ситуацию, иногда задают и юридические вопросы. Стандартных тестов на рынке нет: у каждой компании свои наработки. В некоторых агентствах аттестация превращается чуть ли не в экзамен с билетами (по теории и практике проведения сделок). В «Аркаде» агента просят провести мини-презентацию фирмы, как бы для клиента.
В небольших компаниях сотрудников не аттестуют: нет необходимости, да и деньги берегут. «Проводить такой учет имеет смысл в фирмах, где работают 20-30 и более человек», — считает Федор Никитин, генеральный директор агентства «Форус».
Среди крупных агентств сегодня не аттестует свой персонал лишь «Центр». Другой заметный оператор — «Адвекс-РОССТРО» — решил проводить аттестацию только с этого года. «Назрела необходимость оценить профессионализм сотрудников нашей компании и в то же время повысить их трудовую мотивацию», — комментирует Денис Сунгуров, директор по персоналу «Адвекс-РОССТРО».
С кого спрашивать?
Большинство компаний аттестуют лишь агентов. В «Петербургской Недвижимости» противоположный подход: здесь тестируют только менеджеров. «От них зависит гораздо больше, чем от агентов, поэтому с руководителей групп мы и спрашиваем в первую очередь. А дальше они самостоятельно готовят и тестируют агентов», — говорит Галина Афанасенко, исполнительный директор агентства.
В этой компании аттестация, проходящая ежемесячно, превратилась в регулярную процедуру. Руководство против ежегодных масштабных проверок, так как считает, что они могут стать настоящим стрессом для агентов и отнять много времени у начальства, из-за чего могут снизиться эффективность работы и доходы компании.
В большинстве же компаний аттестация обычно проходит раз в год. В «Миэль-СП» уверены, что устраивать ее надо каждый квартал. «Сегодня изменения на рынке и в работе сотрудников происходят очень быстро.
Четыре раза в год провести аттестацию всех сотрудников (а у нас их свыше ста) не так сложно. Вся процедура занимает не более двух недель», — говорит Мария Сорокина, заместитель генерального директора компании «Миэль-СП».
По-другому к этому вопросу подходит компания «Бекар».
«У нас нет графика проведения аттестации — каждый раз решаем индивидуально. Например, однозначно надо было провести ее после кризиса 1998 года. Сейчас, похоже, тоже назрела такая необходимость.
Однако теперь постараемся сделать это не формализованно, как раньше, а в форме личных собеседований, чтобы лучше почувствовать настроения персонала», — говорит Алексей Бегунов, директор агентства.
|