ГОРОДУ - ТРУБА
Город разговаривает с обитателями на языке силуэтов и знаков. Молчание - знак порядка: шар над Зингером - на месте; из знакомой арки несмотря на новые ворота - все тот же запашок. Привычная жизнь продолжается.
Это непрерывный диалог. Большей частью подспудный. Он проявляется, когда что-то не так, когда режет глаз нелепость или накопление мелочей достигает критической массы.
Вот какой-либо "московский петербуржец", потягиваясь, выходит из "Стрелы" на Знаменскую. И площадь приветствует его, предлагая на выбор либо "Тинькофф город-герой", либо "город-герой МТС".
Кого-то коробит блестящая коробка за Пушкинским театром.
Или, проезжая по Московскому от центра, вдруг справа успеваешь зафиксировать вывеску: "Мир секонд-хэнд". Круто, если вдуматься...
Узнаваемость деталей в сочетании с новым - секрет успеха, это любой Гришковец знает. Вопрос в пропорциях.
Наверное, поэтому газпромовская затея вызвала такую бучу.
Вот и представитель рода Пущиных, профессор Небольсин, заявил, что прощается с городом. Не то чтобы уезжает - именно прощается. Потому что с возведением такого сооружения это уже будет не его город. Почему, собственно?
Давайте честно: каким бы ни оказался в итоге проект, в первооснове идеи - большая труба, поставленная на попа. Даже если она камуфлирована под кукурузу.
Тут есть несколько смущающих моментов. Во-первых, сооружение такого калибра все-таки должно быть персонифицировано. Пирамида - Хеопса, башня - Эйфеля и так далее. Питер - город логоцентричный, город-роман, и текст должен читаться. Ну, хотя бы так: "Я, Миллер, вдвое круче Петра. Потому что построил вдвое выше".
Спорно, но понятно. Или, к примеру, не Миллер, а преемник Медведев - он, кстати, председатель совета директоров ОАО. Без конкретного имени - не звучит: "Я - Газпром"? А кто это - воплощение коллективного бессознательного?
Во-вторых. Вполне вероятно, что стратегически градоначальница права, и ввиду будущих экономических благ надо лечь под Газпром. Но зачем это делать с такой неприличной поспешностью и главное - за чужой счет?
Потому что бесценная петербургская аура уж точно не нынешней властью устроена. (Как, впрочем, и газ в трубу - не лично г-н Миллер закачивал.)
Поторговаться-то надо бы, провести предпродажную подготовку. Может быть, другой вариант предложить. Покрасить, к примеру, фасад Эрмитажа нефтью. Ведь Газпрому нужен не офис (а то положили бы все то же самое на бок - и все дела) - ему нужен символ, так что смысл ровно тот же.
Печально, правда, если доторгуются по мелочам. Не 300, положим, а 150. Все равно выйдет урод, но даже и без того размаха, который хоть отчасти искупает уродство.
Кстати, еще о выгодах. Ценится дефицит. Небоскребов по миру с каждым годом все гуще. А вот европейских городов с исторически соблюденным силуэтом все меньше. Попробуйте (мысленно) впендюрить такой же вариант посреди Венеции…
Питер напоминает Европе о ее прошлом (которого почти уже нет), как нам мандаринка - о Новом годе или огуречная корюшка - о весне.
Это к вопросу об экономике и о запланированных миллионах туристов.
Впрочем, вполне возможно, что по воплощении великого замысла туристские массы как раз и попрут - посмотреть на русских идиотов.
Один знакомый строитель, вполне вменяемый и неглупый человек, искренне недоумевал: с чего столько шума вокруг этой байды? Я спросил его про любимый город, и он сразу и честно сказал: "Сингапур".
Была уже в истории башня, за которой последовало смешение языков. Но я и так не уверен, что с нынешней властью мы говорим на одном наречии. Для нее и город - великий немой. Не мой.