Главное архитектурное шоу года — IX Венецианская биеннале — завершилось. Буквально в последние дни его посетила делегация ведущих питерских мастерских.
Любопытно, что приобщить наших зодчих к веяниям современной западной архитектуры решили в представительстве итальянской компании Margraf, которая поставляет в Россию натуральный камень. Как пояснила Елена Тимофеева, зам. директора компании по продажам, «архитектурная делегация» состояла из 18 человек — руководителей ведущих мастерских Петербурга (в основном это члены «Объединения архитектурных мастерских». — «НП»).
С некоторыми из них Margraf участвует в реализации крупных проектов по строительству жилых и общественных зданий, других рассматривает как потенциальных клиентов. Главной целью поездки, как комментируют в компании, было знакомство с производственными площадками Margraf, которые расположены в регионе Veneto. Том самом, жемчужиной которого и является Венеция. А поскольку там как раз проходила биеннале, то питерским архитекторам преподнесли еще и такой приятный бонус.
Корреспондент «НП», которому довелось побывать на открытии биеннале (см. «НП», №38), не мог не поинтересоваться у зодчих впечатлениями об архитектурном вернисаже. Тем более что заказчикам тоже небезынтересно узнать, не станут ли наши зодчие убеждать их в том, что пришло время новой архитектуры.
Мнения
Олег РОМАНОВ,
директор ООО «Государственный институт архитектуры»:
Впечатление от венецианской биеннале тройственное. Во-первых, глобализм архитектуры: проекты схожи по приемам, по технологиям, которые предлагают авторы. О национальных особенностях архитектуры той или иной страны говорить практически не приходится.
Во-вторых, концептуализм: почти все проекты выполнены под влиянием той или иной идеи, главная из которых — биоморфизм. И наконец, — отсутствие границ невозможного: западные строительные корпорации демонстрируют такие дорогостоящие технологии и материалы, что готовы исполнить любую фантазию зодчих. Обидно, что мы этого лишены.
В какой-то мере из-за этого российские архитекторы находятся в плену старых проектных решений и лишены стимула к творчеству.
Юрий МИТЮРЕВ,
руководитель персональной мастерской:
На биеннале выставлено колоссальное количество проектов — я давно так не уставал от восприятия архитектуры, как там. За одно посещение экспозиции охватить все просто невозможно.
Можно сказать, что там выставлена первоклассная архитектура, но не принятая у нас. Это высокотехнологичная архитектура, созданная зодчими с совсем иным мировоззрением. К сожалению, надо констатировать, что у нас такая архитектура никому не нужна — нет заказчика.
Какие-то конкретные проекты выделить сложно: все сплелось в единое кружево. Но очень радовало, когда видел уже знакомые работы. Проект же Доминика Перро для Мариинского театра вообще воспринял как родной.
Рафаэль ДАЯНОВ,
директор мастерской «Литейная часть-91»:
Экспозиция биеннале слишком обширна и посмотреть ее за день практически невозможно. Грустное впечатление произвел русский павильон: совсем как в детском саду — сидят детишки и что-то клеят, как будто во всей России архитектуры нет как таковой.
Из увиденного самыми интересными кажутся проекты новых театральных зданий, которые строятся в разных странах мира. Удручает, что мы безумно отстаем в области театральных технологий. Если не будет построен новый Мариинский театр, не появятся другие театральные здания, то между нами и остальным миром будет зиять еще бо€льшая культурная пропасть.
Анатолий СТОЛЯРЧУК,
руководитель персональной мастерской:
На биеннале в концентрированном виде представлена западная архитектура, которая знакома по специализированным изданиям, — пластичная, технологичная, бионическая. Если такая архитектура будет превалировать в XXI веке, придется поработать над собой, чтобы ее воспринимать.
Поразило, как много сил и средств западные архитекторы тратят на создание экспозиции: это и многочисленная компьютерная графика, и анимация. Прекрасно выполненные макеты с подсветкой — это буквально самостоятельное направление в работе архитектора.
Горько сравнивать: у нас при строительстве изо всех сил экономят на воплощении архитектурных идей, а здесь вкладывают огромные средства только на представление своих проектов.
Святослав ГАЙКОВИЧ,
директор ООО «Студия-17»:
Самое главное, что меня поразило на биеннале, — это не проекты и не устроители, а публика, которая проявляет неожиданный (по нашим российским представлениям) интерес к архитектуре. Люди выстраиваются в огромные очереди за билетами, в «антитеррористический» гардероб, в книжные магазины, подтверждая статусность такого события, как биеннале, и гражданскую ответственность архитекторов.
Национальные павильоны производят разное впечатление в зависимости от уровня стараний. Понравился немецкий павильон, который демонстрирует отношение к архитектуре как средству формирования жизненной среды: среда комфортная — значит, и архитектура вроде бы неплохая.
В целом же выставка богата разнообразными идеями. Приятно, когда удавалось обнаружить работы в духе триады Витрувия («Польза, прочность, красота»). Но много проектов, которые игнорируют эти принципы. И это настораживает.
Евгений ГЕРАСИМОВ,
руководитель мастерской «Евгений Герасимов и партнеры»:
Венеция — прекрасна, биеннале — ужасна. Одно слово: некрасиво. Я бы сказал, что большинство из представленных проектов свидетельствует о массовом концептуальном изломе сознания у архитекторов. Такое впечатление, что современные зодчие исходят из принципа: чем страннее, тем лучше.
В связи с этим правильнее было бы определить тему биеннале не как «Метаморфозы», а как «Мутанты». Видимо, именитым архитекторам, которые имеют пять офисов по миру и тратят уйму времени на тусовки, интервью, перелеты, просто не хватает времени на серьезную работу. В результате и получается обрисованная на компьютере болтовня про архитектуру.
Антон Павлович Чехов однажды заметил, что за неясностью слова скрывается неясность мысли. Биеннале это лишний раз подтверждает.
Марк РЕЙНБЕРГ,
руководитель мастерской «Рейнберг&Шаров»:
Общее впечатление: безумно длинный выставочный павильон, в котором стоят практически одинаковые ящики, набитые соломой.
В основном все они демонстрируют тот же прием, который применил Доминик Перро в своем проекте для Мариинского театра: некая конструкция сверху накрывается футляром. Это какое-то предвосхищение новой архитектуры XXI века, где она является уже не «костями и мускулами» здания, а его одеждой.
Честно говоря, я быстро ушел с биеннале и вместо современной архитектуры рассматривал архитектуру нормальную — Венецию с ее палаццо и каналами.
|