Беспроцентная просрочка
Компания «Глобал» выиграла судебную тяжбу у ЗАО «Тома» и сохранила право собственности на приобретенные ею квартиры. Причем без доплаты.В начале 2003 года «Глобал» купил у фирмы «Тома» 10 квартир, расположенных в Выборгском, Приморском и Фрунзенском районах.
Согласно договору покупатель брал на себя обязательства оплатить половину общей стоимости сразу, 25% — через 2 месяца после подписания договора и оставшуюся часть — еще спустя 2 месяца. Однако после перечисления первого платежа у «Глобала» возникли финансовые проблемы.
«Мы неоднократно просили руководителей «Глобала» ускорить оплату, — сообщил нам заместитель генерального директора компании «Тома» Иван Шапошников. — Однако компания не смогла уложиться в сроки, выплата полной суммы запоздала почти на полгода». Продавец вскоре после совершения сделки обратился в суд.
В исковом заявлении говорилось, что в результате просрочки платежа «Тома» понесла существенный ущерб. Он был вызван подорожанием жилой недвижимости за период просрочки — с июня по декабрь 2003 года. (Те же квартиры можно было продать дороже.) Истец требовал изменения договора и доплаты в размере $100 000.
Суд первой инстанции, сославшись на допущенную покупателем просрочку, удовлетворил требования истца. Однако «Глобал» обжаловал решение в апелляционной инстанции, которая вынесла положительный для покупателя вердикт. По словам адвоката Бориса Флейшмана, представляющего интересы «Глобала», это решение вполне логично и с правовой точки зрения оправданно.
«Согласно статье 408 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства сторон прекращаются в связи с их исполнением, — разъяснил нам Борис Флейшман. — Поскольку деньги за объекты недвижимости хоть и с опозданием, но заплачены, можно считать, что обязательства по договору исполнены».
Реакция руководства ЗАО «Тома» пока неизвестна. Но, по словам Ивана Шапошникова, адвокаты настоятельно рекомендуют проигравшим продолжать борьбу и обратиться в кассационную инстанцию.
Бескровный договор
Конфликт между ЗАО «Артлан» и ООО «Михайловы» (см. «НП», №36) исчерпан. Сторонам удалось договориться между собой без вмешательства суда, хотя и не без обоюдных финансовых убытков.Компания «Артлан» обвиняла строителей в недоброкачественном выполнении заказа: на кирпичах, из которых возводились стены нового здания, появились высолы, портящие внешний вид офиса фирмы.
За это «Артлан» требовал с подрядчика $150 000 — в качестве компенсации. После переговоров стороны решили, что инцидент вызван элементарным недопониманием. «Мы провели экспертизу кирпича, который предоставили нам строители, — рассказывает генеральный директор ЗАО «Артлан» Вадим Петросян. — Результаты показали, что он действительно высокого качества и полностью соответствует действующим в РФ ГОСТам».
Однако о том, что внешний вид фасада пострадал, спорить не приходится. Высолы не отмоются как минимум в течение года. «Если бы заказчик сказал, что фасаду придается столь большое значение, мы избежали бы возникновения высолов, — объясняет заместитель генерального директора ООО «Михайловы» Владислав Соловей. — Но раз уж такое произошло, ситуацию надо исправлять.
Мы предпочли договориться бескровно». «Артлан» обязуется оплатить выполненные подрядчиком работы ($40 000) и добавить еще $20 000 после завершения заказа. А «Михайловы» купят эстонский кирпич еще на $25 000, разберут и заново возведут стены здания.