![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
|||
СЕГОДНЯ, 30 мая 2003 г |
|
|
|
![]() |
|||
![]() |
|
Грядущее трехсотлетие Петербурга ≈ не только повод для масштабной реставрации памятников, но и самое время для повсеместного внедрения новых научных методик в восстановление парадного облика Северной столицы.
В советские времена, стремясь реставрировать "числом поболее, ценою подешевле", для работ начали использовать цементные растворы и синтетические краски, что негативно повлияло на оригинальные старинные штукатурки. Наследие социализма Например, одна уважаемая организация пять раз подряд восстанавливала фасад Пушкинского театра. За это время реставраторы заменили примерно половину уникальной штукатурки Росси на современный цементный раствор. И теперь, когда вновь возникла необходимость в реставрации, невозможно удалить "цементную штукатурку", не разрушив кладку и не потеряв еще один фрагмент авторского материала. Выход один: оставить все как есть в надежде, что будущие поколения придумают, как можно исправить допущенную ошибку без особого вреда для здания. При нынешней реставрации Константиновского дворца обнаружилось, что в отделке фасада широко применялся известковый туф. Туф использовали как формообразующий материал, вырезая из него декоративные элементы и покрывая их тонким слоем известкового гипсового состава. Но после предыдущей грубой реставрации цементом известковый туф стал терять свои свойства и разрушаться, поэтому возникла проблема реставрации самого камня через укрепление его структуры. Старинные рецепты Оформление фасадов, их цветовая палитра менялись в соответствии с законами архитектурной моды (классицизм сменил барокко, а потом уступил позиции эклектике). В XIХ веке косметический ремонт зданий был щадящим. Поэтому сейчас многое можно "прочитать", исследуя старые слои, формирующие фасады. Например, на зданиях, построенных в XVIII веке, ≈ Строгановском, Воронцовском дворцах, Смольном соборе ≈ изначально применялись очень тонкие (0,5-1 см) пластичные штукатурные растворы. Сверху такую штукатурку покрывали известковыми красками. В ХIХ веке при перестройке и ремонте этих зданий использовали уже известково-гипсовые штукатурки, которые накладывали слоем до 2 см. Однако учитывая то, что нижний ≈ тонкий ≈ слой был более плотным, верхний слой становился рыхлее. Поверхность фасада покрывали известковыми красками, чтобы вся система работала органично. В некоторых странах Западной Европы, например в Италии, федеральные памятники архитектуры нельзя покрывать никакими синтетическими красками. Допустимо только использование силикатных систем и красочных известковых материалов. Итальянцы не стали бы красить Зимний дворец и Новый Эрмитаж дешевыми французскими красками, как это случилось у нас. Обсуждать эту тему вслух в Петербурге не принято под предлогом политкорректности, но дарители могли бы расщедриться и на более подходящий материал для особо ценных российских объектов. Новинки для старых стен Строго проверяется совместимость новых материалов с оригинальными. Специалисты подбирают технологии, которые позволяли бы органически включить в работу и цемент, и оригинальную известковую штукатурку, чтобы разнородные материалы фасада были одинаково защищены. Так, на здании больницы Марии Магдалины на Васильевском острове реставраторы очень аккуратно удалили слой синтетических красок. Оригинальную штукатурку, наложенную на фасад при строительстве, удалось сохранить на 90%. Это облегчило дальнейшую работу, сократив объемы штукатурных работ и позволив быстро окрасить фасад. По словам Сергея Шадрина, такой подход, предполагающий максимальное сохранение оригинальных материалов и применение сходных с ними по составу известковых растворов, позволяет восстанавливать здания с большой бережностью. В Петербурге уже появились фирмы, выпускающие известковые сухие штукатурные смеси, которые можно использовать при реставрации. Медленно, но верно город переходит на применение силикатных, силиконовых и даже известковых систем при реставрации памятников. Преимущественно это краски зарубежных производителей ≈ к примеру, Caparol, Alligator. Как правило, на согласование методики реставрации, которая должна дать оптимальный результат, уходит не один месяц: в этом процессе участвуют специалисты КГИОП, технологи, подрядчики и поставщики красочных материалов. Одним из первых примеров применения известковой краски стал особняк Румянцева на Английской набережной, отреставрированный компанией "Интарсия". Мнения Сергей Шадрин,
Станислав Подпальный,
Людмила Голубец,
Александр Коротецкий,
Другие материалы раздела ОБЗОРЫ:
![]()
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() |
|||||||
╘ ИИЦ "Недвижимость Петербурга" 2002. Все права защищены. | |||||||
|