Неправильная аренда
"Недвижимость и строительство Петербурга"
№6(239), 17.02.03, с. 19
Дмитрий Сперанский
|
Обсудить
Версия для печати
|
Операторы рынка жилой аренды предприняли очередную попытку установить единые правила работы. До сих пор у них это плохо получалось. Но рано или поздно нужно "цивилизоваться".
На минувшей неделе в Ассоциации риэлтеров Петербурга (АРСПб) собрались руководители подразделений жилой аренды нескольких агентств недвижимости, чтобы попытаться выработать единый взгляд на наиболее серьезные проблемы бизнеса. Но самых крупных операторов - специализированных фирм - на встрече, как всегда, не было.
Жилая аренда до сих пор "плелась в хвосте" вторичного рынка. Риэлтеров всегда больше интересовали операции купли-продажи: отделы аренды приносят примерно в 10 раз меньше дохода, во многих компаниях они рассматриваются как "нагрузка" к основной деятельности.
До сих пор в этой сфере нет стандартов АРСПб, не выработан типовой договор, нет серьезных разработок по обучению и подготовке специалистов этого профиля. Агентства, специализирующиеся на аренде, не видят нужды вступать в профобъединения.
Сделки на этом рынке (особенно по недорогим объектам) стремительны, правовое регулирование - минимально. Эксклюзивные отношения между риэлтерской фирмой и клиентом продвигаются с огромным трудом: и арендатор, и арендодатель запросто переходят из одной фирмы в другую.
Одна из самых больных проблем - демпинг на услуги риэлтерских компаний. Многие фирмы разрешают агентам уменьшать комиссионный процент вполовину и более - ситуация, немыслимая в купле-продаже. Это ставит отделы аренды на грань рентабельности и серьезно тормозит развитие этого вида услуг.
Большую озабоченность операторов рынка аренды вызывает деятельность службы "Квартирный вопрос".
Нужны ли планки?
Елена ИСАЕНКО,
руководитель отдела аренды АН "Бекар":
Все фирмы, выходящие на рынок, декларируют в качестве комиссионных 100% месячной арендной платы. Однако на практике это не всегда воплощается. Кто-то разрешает себе 20%-ные скидки, кто-то - 50- или даже 60%-ные. В результате страдают все. Может, хозяин квартиры должен оплачивать какую-то долю комиссионных, чтобы в сумме довести процент до ста?
Надежда ОСИПОВА,
начальник отдела аренды АН "Ината":
Клиент должен понимать, что чем ниже комиссионные, тем халтурнее работа. Ни один агент не станет за $20 серьезно заниматься сделкой: лишний раз смотреть объект, проверять документы на квартиру, устанавливать подлинность паспорта арендатора и т.д.
Владимир БЕРДНИКОВ,
начальник отдела аренды "Русского Фонда Недвижимости":
По квартирам стоимостью в несколько тысяч брать 100% арендной платы нереально. Наши услуги столько не стоят. Предлагаю разделить: до какой-то определенной суммы брать 100%, в следующем ценовом промежутке - чуть ниже и так далее.
Брать комиссионные с владельцев нам удается только по коттеджам. В пригородах народ не так разбалован бесплатностью услуг, как в самом Петербурге: там рынок еще на ранней стадии развития.
Елена ИСАЕНКО:
А я нормально беру положенные деньги и по самым дорогим квартирам. По правилам АРСПб фирма не имеет права делать скидку более 20%. "Бекар" подписался под этими стандартами. И я говорю клиенту, что просто не могу нарушать корпоративное соглашение. Но даже если по дорогим объектам мы не готовы требовать полный процент, давайте установим минимальную цифру.
Надежда ОСИПОВА:
Мне кажется, реальная цифра $1000.
Владимир БЕРДНИКОВ:
Я думаю, наиболее реальная цифра - $600. Скидку же в 20% разрешить в строго определенных обстоятельствах.
Галина ЛУКИНА,
ген. директор АН "Санкт-Петербург:
Бывают особые ситуации, когда нельзя применять столь жесткий подход...
Елена ИСАЕНКО:
То есть планку мы установить не можем...
Как вести бизнес?
Владимир БЕРДНИКОВ:
Мы работаем по дорогой недвижимости, и здесь у нас четкие правила. Показываем квартиру только после заключения договора, в котором прописаны комиссионные компании. Клиент не имеет права платить агенту - только через офис. Если не соблюдать этого правила, грамотный агент составит любой отчет, так что половина денег до агентства не дойдет.
Вадим ТКАЧЕНКО,
руководитель АН "Артек-недвижимость":
Агентство не должно бросать клиентов после завершения сделки. Мы готовы предоставить любую юридическую помощь клиенту, если дело дойдет до суда - и это записано в договоре.
Елена ИСАЕНКО:
Наше агентство по каждой сделке выступает гарантом: на договоре арендатора с арендодателем мы ставим свою печать - как третьей стороны. И с этим договором клиент может в любое время прийти к нам и получить поддержку.
Владимир БЕРДНИКОВ:
Бывают случаи, когда нарушающих договор жильцов нужно выселять. Чтобы сэкономить время, приходится прибегать к "неюридическим" методам. Так что агенты должны знать местных участковых - это тоже входит в понятие качества услуги.
Я готов выделить деньги из бюджета своего отдела, чтобы разрабатывать единые правила работы на рынке и популяризировать их через СМИ - объясняя потенциальным клиентам, какие услуги следует считать качественными.
Бизнес без вопросов
Елена ИСАЕНКО:
Я считаю, что серьезно мешает нашему бизнесу служба "Квартирный вопрос". Многие хозяева квартир говорят: "Мы подали заявку в КВ", - и считают, что все их проблемы решены. Наша компания не работает с этой службой и активно борется - но другие риэлтеры от нее не отказываются...
Вадим ТКАЧЕНКО:
Многие из тех, кто подавал сведения в "Квартирный вопрос", больше вообще не хотят сдавать квартиру: им звонят в течение года, а то и дольше. Надо создавать альтернативное информационное пространство, подобное тому, что есть в Москве.
Надежда ОСИПОВА:
Все мы находимся в странных отношениях с КВ. У них нет перед нами, потребителями, никаких обязательств. Каждая вторая квартира, которая выставляется как будто "от хозяев", на самом деле идет через посредников. Сегодня мы задыхаемся без информации. И альтернативы КВ у нас нет: они подкупают оперативностью. Посуточно сдавать квартиру без "Вопроса" вообще немыслимо.
Владимир БЕРДНИКОВ:
Нужно создавать свое информационное поле. Но надо перекрыть возможность доступа туда "частников". Как это сделать - пока неясно. А чтобы бороться с "Квартирным вопросом", надо объединить рекламные ресурсы.
Другие материалы раздела КРУГЛЫЙ СТОЛ:
«Загород» со всеми удобствами
Дефицит качества на периферии
Кому поверит клиент?
«Загород» наращивает качество
Время-метры-деньги
Бесплатный двигатель кредита
Арендные ставки отстали на год
Валютное равноправие откладывается
Уже не город, еще не пригород
«Хрущевский» лидер на пути президента
План по ценам – досрочно!
«Единички»: ненасытный рынок
"Аркада" торгует по Интернету
Риэлтеры в сетях
Риэлтерам нужны сержанты
Пешеходные подарки
О буме объявят дополнительно
Рынок растет и цивилизуется
Как «прикрыть» клиента
Фасады для среднего класса
Отставание на фоне подъема
Спрос опережает метро
Гранит риэлтерской науки
Альтернатива новой «панели»
За что платит арендатор
Пригород эконом-класса
Рынок приближается к «точке кипения»?
Контрастный Невский
|