![]() |
|
СЕГОДНЯ, 30 марта 2004 г |
|
||
|
По мнению риэлтеров, бюджетные деньги, вложенные в создание пешеходных зон, должны работать и приносить доход городу, а не только повышать стоимость окрестного жилья. На минувшей неделе в Ассоциации риэлтеров Петербурга разгорелась острая дискуссия на тему "Пешеходные зоны: благо для города или нет". Как пример довольно удачной пешеходной зоны участники встречи приводили Малую Садовую, в качестве неудачной называли Малую Конюшенную. В планах города — обустройство 22 пешеходных зон. Не все подразумевают перекрытие улиц, не все расположатся в центре. Но так или иначе, энтузиазм местных властей сегодня несколько поутих: у города нет денег, трудно привлекать новых инвесторов. Безусловный плюс пешеходных зон — красота и возможность для горожан отдохнуть в центре города. Однако оправданна ли та цена, которую город платит за это? Нет ли возможности удачнее вкладывать деньги, получая не только моральные, но и материальные выгоды — а значит, и возможность дальнейшего благоустройства? Пешеходная зона в центре — потенциально привлекательное для туристов место. Однако для этого она должна либо находиться "между достопримечательностями", либо привлекать людей сама по себе (как Арбат). И при этом — изобиловать небольшими магазинами и кафе. Как только любую улицу закрывают для движения автомобилей, усугубляется и без того напряженная транспортная ситуация в центре города. Возрастает автомобильный поток на соседних улицах, и сразу падает их привлекательность. Страдает и экология: больше пробок, больше выхлопов. С точки зрения расселения коммуналок в городском масштабе пешеходные зоны не играют статистически значимой роли. Хотя в центре процесс пошел вглубь: расселяются вторые и третьи дворы. Есть примеры, когда благоустройство не повышает шансы на расселение (владельцы сразу завышают цену на жилье), а в некоторых случаях — даже вредит. "Если какой-то бабушке в коммуналке и так неплохо жилось, то, когда во дворе появились фонтан и лампочка, ей уже вообще никуда не надо ехать... Она всю жизнь прожила здесь и смертельно боится переезжать. А если у нее еще и соседи хорошие, которые ходят ей за хлебом, надежд на расселение вообще не остается", — делится опытом генеральный директор агентства "Бенуа" Дмитрий Щегельский. С другой стороны, если муниципальная очередь все-таки есть и город чем-то и когда-то с очередниками собирается рассчитываться — то, конечно, расходы на мощение и фонари будут на порядок ниже, чем затраты на покупку очередникам из прилегающих дворов положенного по закону жилья. Если пешеходная зона малопосещаемая, жилая недвижимость на ней дорожает. Там, где много людей, цена на жилье поднимается не так сильно, но растет цена на коммерческие площади. От примитивного, без дальнего расчета благоустройства город не получает никакой отдачи для себя, оказываясь в роли инвестора чужих интересов. Хотя, как высказывались участники в кулуарах, подобные пешеходные улицы крайне удобно предъявлять высоким московским гостям. Мнения Александр САМАРЦЕВ,
Геннадий БАГРЯНЦЕВ,
Александр ЕГОНЯН,
Наталья ОРЛОВА,
Дмитрий ЩЕГЕЛЬСКИЙ,
Другие материалы раздела КРУГЛЫЙ СТОЛ:
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© ИИЦ "Недвижимость Петербурга" 2002. Все права защищены. |
![]() |