Жюри подвело итоги архитектурного конкурса на лучший проект будущего пассажирского терминала на западной оконечности Васильевского острова.
Победителем признали московское архитектурное бюро «Резерв» под руководством Владимира Плоткина. Второе и третье места разделили питерские команды — мастерские «Рейнберг& Шаров» и ПТАМ Тимофея Садовского.
Заказчику конкурса — компании «Морской фасад» — жюри предложило привлечь к работе над окончательным проектом все три коллектива. Так что, как будет в итоге выглядеть морской терминал, угадать никто не берется. Тем более что его предполагают строить на свеженамывных территориях. А их еще мыть не перемыть.
Пройти сквозь окно
Проект Владимира Плоткина хорош. Никита Явейн, руководитель мастерской «Студия-44», который выступал экспертом конкурса, еще до подведения итогов сообщил «НП», что эта работа — самая интересная. По крайней мере, она полностью отвечает своему названию «Окно в Европу».
Идея не нова, но ее воплощение любопытно. Архитекторы бюро «Резерв» Владимир Плоткин и Сергей Гусарев, указывая на подрамники, поясняют ход своей мысли: «Окна бывают разные: такие (показывают обычное окно с облезлой краской на раме), другие (к примеру, со стеклопакетами).
А у нас получилось вот такое». Авторы словно положили набок огромную оконную раму длиной в полкилометра, высотой 85 м — и любуются сквозь нее панорамой Финского залива. При этом стеклом заполнена лишь узкая полоска верхнего уровня — там располагается досуговый центр, да три нижних уровня — собственно помещения терминала.
Остальное же «внутреннее» пространство, разгороженное лишь металлическими струнами-колоннами, абсолютно прозрачно. Так что прибывающие на океанских лайнерах туристы смогут через это «окно» осматривать окрестный городской пейзаж, который должен разрастись на сопредельных территориях. Затраты на «терминальное окно» оцениваются примерно в $1500/кв.м.
Гостеприимная крепость
Как совместить с этим «окном в Европу» крылья невских мостов? Именно такую идею предложила для терминала мастерская «Рейнберг&Шаров»: сооружения морского вокзала охватывают акваторию порта полуциркульным курдонером. Композицию авторы акцентируют высотными объемами гостиницы и бизнес-центра. Они расположены в корпусах, которые напоминают силуэт разведенного моста.
Его распахнутые крылья Марк Рейнберг считает самым гостеприимным образом Северной столицы. А вот прилегающие жилые кварталы решены в виде бастиона-крепости. Но защищаться надо не от неприятеля, а от ветров, дующих с залива. Этого предлагают достичь с помощью металлостеклянной оболочки, которая закрывает здания с северо-запада. В результате возникает аналогия с крепостью на подступах к Петербургу, но ворота в нее открыты для гостей.
Инопланетяне в Новой Венеции
Если добавить к миксту из этих двух проектов идеи Тимофея Садовского, то иноземцев стоит признать инопланетянами. Поскольку третий коллектив-лидер предлагает в центр композиции терминала поместить некое сооружение, по форме напоминающее летающую тарелку.
Скорее всего, эту мастерскую привлекут к работе над совместным проектом потому, что именно ее архитекторы работают над двумя высотными башнями для кварталов в устье реки Смоленки (кстати, это право мастерская завоевала тоже на конкурсе — но еще в 2001 году).
Всего в состязании участвовали 5 коллективов. Само собой, все победить не могли. Аутсайдерами оказались бюро «Сергей Киселев и партнеры» (Москва) и бюро «Студия-17». А жаль, хотя зодчие не в обиде: за работу над конкурсными проектами им полагается гонорар в $15 000.
Один из представителей Комитета по градостроительству и архитектуре назвал проект г-на Киселева «самым честным». Этот коллектив предлагает построить терминал на отдельно намытом острове площадью в 222 га, который будет соединен с Васильевским двумя мостами. Иначе, по мнению Сергея Киселева, придется подвергнуть сомнению все предыдущие градостроительные решения, согласно которым у Финского залива формировали морской фасад города.
Любопытна идея Святослава Гайковича, руководителя «Студии-17», — акцентировать внимание прибывающих туристов не на здании терминала, а на многофункциональном комплексе, который строится на заднем плане. А так как этот комплекс представляет собой отдельно стоящие разновысотные здания, которые по форме напоминают древнеегипетские колонны, то притерминальная территория являет собой некую смесь Луксора и Венеции, поскольку здесь прорывают множество каналов.
В общем, архитекторы постарались от души. Теперь дело за инициаторами проекта. Официальный Петербург уже признал его первоочередным и стратегическим, заказчик всерьез намерен получить деньги из федерального бюджета на строительство нового морского канала, ведущего к этому комплексу.
В кулуарах же инвестпроект стоимостью до $500 млн расценивают как фантазию в духе Манилова, почему-то вспоминая историю кредита на башню «Петр Великий». Полученный заем, как известно, растаял в питерском тумане…
|