Авторский междусобойчик
"Недвижимость и строительство Петербурга"
№46(279), 24.11.03, с. 13
Елена Кузнецова
|
Обсудить
Версия для печати
|
Питерские зодчие не готовы защищать в суде свои авторские права на архитектурные произведения. Хотя Закон «Об архитектурной деятельности в РФ», а также Закон «Об авторском праве и смежных правах» дает им такую возможность.

Очевидно, что эпохе первоначального накопления пока чужд цивилизованный спор на такую зыбкую тему, как авторские права.
Тем не менее противостояния на этой почве нередки. Случаются они как между архитекторами и заказчиками, так и внутри архитектурного цеха.
Автор собственнику не указ
Как поясняет адвокат Алексей Люкшин, судебные иски на эту тему — редкость: «их случилось всего три», к тому же ни одно дело о защите автор-ских прав в архитектуре не было выиграно. В анналах Федерального арбитражного суда есть иск реставрационной компании «Кром» к обитателю здания на наб.
Кутузова, 20 — Северо-Западному таможенному управлению. Реставраторы сочли, что таможенники, заказавшие проект реставрации интерьеров в особняке, ущемили их авторские права, не допустив произвести фотосъемку преображенных залов.
По мнению реставраторов, это нарушает Закон «Об авторских и иных смежных правах», по которому автор вправе подойти к объекту и воспроизвести его, чему собственник не вправе препятствовать. Но судьи сочли, что отдельные предметы декоративно-прикладного искусства не являются «интерьером», т.е. архитектурным произведением. Компания «Кром» так и не смогла реализовать свое авторское право.
Кстати, один из известных архитекторов признался «НП», что на съемку своих объектов берет с собой водителя: «Порой приходится чуть ли не отбиваться от охранников на объекте. Иной раз не доказать, что ты автор».
По закону, автор имеет исключительное право использовать свой архитектурный проект или разрешать использовать его для реализации. Между тем в практике архитектурных конкурсов все чаще встречается пункт о том, что инвестор не обязан заказывать рабочий проект именно авторам лучшего эскизного проекта (по умолчанию — без всякого разрешения).
На юридическую корректность этот пункт в суде никто проверять не намерен. А вот компания «Сора», которой владельцы одного из кинотеатров заказали проект, а потом разорвали договор, передав ее разработки на дальнейшую реализацию в другую фирму, — попыталась в арбитраже отстоять свои права. Но судьи решили спор в пользу заказчика.
Правда, особо продвинутые инвесторы пошли далеко в толковании законодательной нормы о праве автора на реализацию проекта. Руководитель ПТАМ (инкогнито) сообщил «НП», что несмотря на то, что договор был заключен на все стадии проектирования, заказчик настоял на специальной оговорке: архитектор не вправе требовать участия в реализации проекта.
Оказалось, инвестор имел в виду, что авторы не смогут требовать часть прибыли, которую принесет построенный объект, — подобно тому, как авторы фильма получают «авторские» от его проката, а авторы песни — от ее исполнения. Но в области архитектуры такого еще не случалось.
Случаев, когда инвестор без всякого согласования с архитектором меняет материалы (к примеру, цемент вместо гранита в отделке цоколя), не счесть.
А уж повсеместную практику стеклить балконы кто во что горазд зодчие считают злостным нарушением их автор-ских прав. Бывает, что хозяин частного дома (или созданного в квартире интерьера) настолько сродняется с объектом, что во всеуслышание объявляет его своим собственным произведением. Он явно неправ, но не судиться же?
Кстати, включать в договор на проектирование право использовать изображение объекта в рекламных целях еще не стало нормой делового оборота. Даже о том, чей проект представлен на картинке, сообщает редкая компания: в частности, в самой «НП» этой практики придерживаются такие фирмы, как СК «Возрождение Санкт-Петербурга», «Строительный трест», «Новый город».
Автор автору не товарищ
Судебные прецеденты внутри архитектурного цеха отсутствуют, хотя недоумения случаются. Особенно болезненно зодчие относятся к тому, когда новый архитектор получает заказ на проект для того места, которое несколько лет назад «застолбили» коллеги, — с другим инвестором, и под другую идею.
Если до работы на объекте не дошло — разговаривать легче. Да и то, случается, что творческая мысль течет в одном направлении, и только благодаря сохраненным эскизам удается доказать «обиженному», что «ты не верблюд». А если стройка было началась, да навеки замерла — дело доходит до громких баталий.
Так, президиум Союза архитекторов запретил одному из членов этой организации проектировать на участке (Васильевский остров), где были забиты сваи под проект, разработанный в «ЛенНИИпроекте». Другому пришлось выслушать массу неудовольствий за то, что он решился выполнить пристройку к уже существующему зданию (при живом авторе, у которого есть авторские права на изменение объекта).
Кстати, в этом же заключалась одна из причин, по которой в начале года президиум градсовета отклонил проект пристройки к зданию ТЮЗа роддома повышенной комфортности (проект компании «Игл груп»).
Нервозная история случилась в одной из мастерских, когда приглашенный по договору во временный коллектив архитектор по завершении работы (и прекращения договора) стал требовать оплаты авторских прав, чем привел в полное недоумение директора.
Подробности конфликта не раскрывают, но историю удалось решить миром. Неуютно чувствуют себя создатели проекта реконструкции Константиновского дворца. По ходу пьесы возникали все новые и новые имена, в итоге их количество перевалило за сотню. «Кого будем писать в авторы?» — этот вопрос уже возник при подаче документов на фестиваль «Зодчество-2003».
Если дело дойдет до заявки на Госпремию, то ситуация еще больше накалится, ведь в авторский коллектив можно включить не более 10 человек.
Мнения
Рафаэль ДАЯНОВ,
руководитель ООО «Литейная часть-91»:
Тема авторского права безусловно важна для архитектора. Это одно из слагаемых, от которого зависит имидж мастерской, взаимоотношения с заказчиками и коллегами, оплата труда. Не говоря уже о тех случаях, если работу выставляют на конкурсы или престижные премии. Если мои права кто-то ущемит, я буду их отстаивать вплоть до суда.
Михаил МАМОШИН,
руководитель ПТАМ:
У меня не возникало конфликтов по поводу авторских прав, но я задумываюсь над тем, чтобы защитить свои права «копирайтом» — по примеру того, как это сделали коллеги из мастерской «Рейнберг и Шаров».
Святослав ГАЙКОВИЧ,
руководитель ООО «Студия-17»:
Если выбирать между темой терроризма, атипичной пневмонии и нарушения авторских прав, то последняя будоражит менят менее всего. Слава богу, на мои авторские права пока никто не покушался.
Алексей ЛЮКШИН,
адвокат:
Законодательство об авторском праве несовершенно. В частности, оно противоречит закону о собственности: один закон дает право на изменение объекта только его автору, а другой — собственнику.
Другие материалы раздела ОБЗОРЫ:
В товарищах согласья нет
Совет для «Башен Беринга»
Невский оставили без палаццо
 |
Обсуждение |
 |
|