Много шума… и ничего
"Недвижимость и строительство Петербурга"
№27(260), 14.07.03, с. 19
Анастасия Ясинская
|
Обсудить
Версия для печати
|
К 300-летию Петербурга в городе не было построено ни одного крупного отеля. Несмотря на планы городской администрации удвоить к празднику номерной фонд и настоящий бум гостиничных проектов, инвесторы не уложились в положенные сроки. Казалось бы, в этой ситуации действующие отели должны были обогатиться.
|
В мае 2003 года загрузка «Невского Паласа» составила всего 56,6%.
|
Однако не случайно Петербург считают городом парадоксов. И перед юбилейной декадой, и в самый разгар праздника во многих гостиницах было достаточно свободных мест.
Административный просчет
Год назад количество гостей, которые должны были прибыть на юбилей Петербурга в составе официальных делегаций, оценивалось примерно в 13 000 человек.
 |
В разгар туристического сезона подъезды к гостинице «На Садовой» оказались блокированы.
|
В связи с этим еще прошлым летом Минэкономразвития РФ направило в 24 гостиницы, в основном относящиеся к первому и среднему классу, распоряжения о приостановлении или ограничении свободной продажи номеров на период с 15 мая по 5 июня. Аналогичные просьбы поступали в гостиницы и от городской администрации.
Однако по факту официальных гостей оказалось значительно меньше — особенно в период с 15 по 24 мая. По предварительной оценке, в составе различных делегаций город посетили около 6000 человек, поэтому бронь частично оказалась невостребованной.
Генеральный директор ЗАО «Интурист-СПб» Владимир Салихов комментирует: «В этой ситуации трудно винить Управделами Президента. Некоторые зарубежные делегации повели себя не очень корректно и не подтвердили свой приезд. Хуже было бы, если б город не смог разместить всех официальных лиц.
Поэтому перестраховка была оправданной. Но, наверное, организовать бронирование можно было и без участия Управделами, поручив эту работу какой-нибудь турфирме».
Специалист Комитета по туризму и развитию курортов администрации СПб Виктор Овсянников поясняет: «От имени города мы разослали около двух тысяч приглашений. Но не все на них отозвались, и гостей оказалось меньше, чем ожидалось».
Некоторые отели из-за подобных просчетов оказались в патовой ситуации. Например, крайне недовольны организацией юбилейных торжеств в гостинице «Нептун». (Отель на наб. Обводного канала, 93а насчитывает 150 номеров категории три и четыре «звезды», входит в международную цепочку Best Western Internationаl и пользуется традиционной популярностью у иностранцев.)
Директор гостиницы Галина Курникова рассказывает: «Еще в июле 2002 года нам предписали остановить бронирование и продажу номеров на период с 15 мая. Мы проявили законопослушность. Хотя на юбилейную декаду количество заявок стабильно составляло 200-250% от имеющегося у нас номерного фонда.
Причем некоторые турфирмы были готовы размещать группы по тарифу для индивидуалов. В сентябре прошлого года администрация Президента выслала нам заявку на бронирование половины номеров. В начале года мы выставили ГУП «Сеть президент-отелей и здравниц России» (уполномоченному представителю Управделами) счет на предоплату.
С тех пор от них ни слуху ни духу. Перед нами даже никто не извинился. К концу марта, почувствовав неладное, мы сняли бронь, но было уже поздно: всем туроператорам мы ведь уже отказали. К нам поступило письмо и из администрации Петербурга с просьбой предоставить номера, невостребованные администрацией Президента, но и от города не было ни одного гостя. В итоге мы и сами не заработали, и партнеров подвели.
Май, который из года в год является одним из самых доходных месяцев, оказался для «Нептуна» на этот раз самым худшим. Даже в январе загрузка отеля была выше. В мае мы планировали выйти на средний показатель заполняемости на уровне 80%, а получили только 55%. Тарифы были увеличены в среднем на $20 за номер (при стоимости стандартных номеров $100-130).
Тех гостей, которые к нам все же приехали, эти цены не испугали».
Конечно, это пример из разряда вопиющих. Однако и в тех гостиницах, которые принимали у себя высокие делегации, официальных гостей оказалось меньше, чем планировалось.
Директор по связям с общественностью отеля «Коринтия Невский Палас» Наталья Белик констатирует: «Когда без согласования с участниками рынка принимаются административные меры, в очередной раз срабатывает формула: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».
Информационный голод
Другая причина, по которой часть туристов передумала ехать на юбилей Петербурга, — отсутствие внятной информации о том, как в праздничные дни будет организовано движение транспорта в городе, какие объекты закроют для свободного доступа, насколько будет ужесточен паспортный контроль.
Дефицит официальных данных породил уйму слухов и домыслов, которые охотно муссировали СМИ (о спецпропусках в центр города, о закрытии аэропорта чуть ли не на все 10 праздничных дней и т.д. и т.п.). Многих, особенно знакомых с причудами власти россиян, это испугало, и люди решили отдохнуть подальше от Петербурга.
Первый заместитель муниципального предприятия «Гостиница на Садовой» Валерий Жуков сетует: «Наши ожидания не оправдались. По сравнению с маем 2002-го и загрузка гостиницы, и доходы снизились процентов на 15. Наши клиенты — это небогатые российские туристы и командированные (место в 2-3- местном номере стоит у нас 380 рублей).
Хотя мы не поднимали тарифы, количество гостей снизилось. Основная причина — кампания в прессе, из которой люди сделали вывод, что город будет блокирован, и поэтому предпочли отложить туристические и деловые поездки».
Подобного мнения придерживается и первый заместитель генерального директора ОАО «Гостиница «Россия» Вадим Стрелков: «Сначала мы рассчитывали получить солидную прибавку к выручке. Но большинство потенциальных туристов, испугавшись сообщений СМИ о катастрофической нехватке мест в петербургских гостиницах на время праздников, просто сняли свои заявки.
Возможно, они правильно поступили, поскольку побывать в Петербурге, но не попасть в закрытые для посещения в этот период Петродворец, Пушкин и другие пригороды — значит не увидеть Северную столицу во всем ее многообразии».
На снижение туристического потока не могли не повлиять иракская война и эпидемия атипичной пневмонии. Наталья Белик отмечает: «В неспокойное время люди предпочитают держаться поближе к дому. Общемировая статистика индустрии гостеприимства в первые пять месяцев 2003 года зафиксировала спад в сфере туризма».
Финансовые итоги
О доходах, полученных за время юбилея, в петербургских отелях говорят сдержанно. На резкое повышение цен не пошла ни одна из крупных гостиниц. (Такое наблюдалось только в секторе малых отелей. Например, гостиница «Маршал» на Шпалерной ул. увеличила тарифы вдвое.)
По данным Комитета по туризму и развитию курортов, в период с 23 по 26 мая (когда в разгаре был городской праздник, но участники международного саммита в Петербург еще не приехали) средняя заполняемость гостиниц первого класса составила 60%; гостиниц среднего класса — 72% (в «Пулковской», «Прибалтийской» и в «Москве» показатели оказались несколько выше — на уровне 75-80%); гостиницы эконом-класса были заселены на 78%.
Несмотря на очевидный спад загрузки, наиболее благополучно с точки зрения полученных доходов обстоят дела в отелях первого класса.
Год назад — в мае 2002 года — средний уровень заполняемости по пяти петербургским гостиницам высшей категории составлял, по данным компании «МКД», 76,45%.
В мае 2003-го «Астория» вышла на показатель загрузки в 62%. Гостиница не повышала тарифы, работая по обычным расценкам «высокого сезона».
В Гранд Отеле «Европа» в мае заполняемость составила 63% (против 70% в 2002 году), цены размещения в среднем выросли на 20%. Генеральный директор самой известной петербургской гостиницы Андрей Микешин комментирует: «О понесенных убытках говорить смешно.
Их, естественно, не было. В принципе, во второй половине мая и в начале июня гостей могло быть и больше, но во время саммита глав государств отель был полностью занят».
В отеле «Коринтия Невский Палас» также считают майские результаты вполне приемлемыми. Хотя загрузка по сравнению с прошлогодними показателями снизилась почти на 20% (с 75,0% до 56,6%), доходы гостиницы оказались выше.
Это произошло за счет того, что средняя цена номера возросла со $192,6/сутки до $309. На пике праздника действовали только официальные тарифы «от стойки», без каких-либо скидок. Тем не менее майский план по доходам, сверстанный в прошлом году, отель не выполнил.
Руководители некоторых гостиниц среднего класса на вопрос корреспондента «НП» о среднем уровне загрузки в мае предпочли скромно умолчать. В гостинице «Москва», например, сообщили, что заполняемость была ниже прошлогодней, а уровень доходов оказался сопоставимым.
По оценке менеджеров «России», в целом сумма выручки почти совпадает с показателем прошлого мая, разве что чуть меньше. Тарифы на праздники гостиница не меняла.
Сдержанный оптимизм
Представители всех без исключения опрошенных гостиниц и турфирм рассчитывают, что в будущем им еще удастся заработать на 300-летии города. «Такой шанс для продвижения Петербурга на международном рынке бывает раз в сто лет.
Трансляции праздничных мероприятий по зарубежным телеканалам, огромные статьи о саммите в иностранных газетах должны дать мощный PR-эффект и привести к росту как туристического потока, так и инвестиционной привлекательности города в целом. Я уверен, что результаты юбилея мы ощутим уже при подведении итогов этого года, а в ближайшие пару лет в полной мере пожнем его плоды», — полагает Андрей Микешин.
Июнь для городских отелей оказался чрезвычайно активным. Отчасти это связано с тем, что реализовывался отложенный майский спрос. Кроме того, в Петербурге проходило несколько крупных мероприятий: Экономический форум, Военно-морской салон и др.
«В сентябре мы активно начнем продвигать нашу зимнюю программу «Белые дни», и я думаю, что интерес к ней будет более высоким, чем прежде, потому что название «Петербург» для многих людей за рубежом перестало быть пустым звуком», — уверена Наталья Белик.
 |
Досье |
|
Гостиничный фонд Петербурга — это 135 объектов размещения различной категории и форм собственности общей емкостью 16 989 номеров (33 474 места).
В эту статистику включены загородные пансионаты и ведомственные общежития гостиничного типа. Собственно к гостиницам относится 89 объектов, рассчитанных на 12 561 номер (24 204 места).
По экспертной оценке, лишь 13-15 тысяч мест соответствуют запросам зарубежных гостей.
|
 |
 |
Обсуждение |
 |
|