Совет по культурному наследию согласился с проектом реконструкции кровли Мариинского театра.
Эти предложения, разработанные мастерскими Ксавье Фабра (Франция) и "Литейная часть-91" (Петербург), - часть большого проекта реставрации и реконструкции исторического здания Мариинского театра (Мариинки-I).
Он входит в так называемую федеральную компоненту проекта "Экономическое развитие Петербурга", который реализуется на кредитные средства Всемирного банка при поддержке Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ.
Как пояснил Рафаэль Милявский, представитель Фонда инвестиционных и строительных проектов (заказчика проекта), вопрос о приспособлении кровли непосредственно связан с театральной технологией, а также с требованиями противопожарной безопасности - в частности, нормативами по дымоудалению и созданию эвакуационных выходов из колосниковой части сцены.
Архитекторы предложили два варианта решения этой проблемы. По словам Ксавье Фабра, первый предусматривает общий подъем кровли на 1 м, а также появление окон-люкарн для выхода на крышу. При этом там сохраняются все технические наросты, возникшие в XX веке.
Второй вариант, а проектировщики склоняются именно к этому решению, поднимает кровлю на 2,24 м, что позволяет избавиться от всех существующих нагромождений на кровле. Это лишь внешний эффект (кстати, изменения высоты будут практически не видны), внутри же это позволит поднимать декорации на высоту 27 м (а не 26, как это происходит сейчас), а также обеспечить максимальную свободу работы в зоне колосников.
А новая строительная конструкция (старая находится в аварийном состоянии) придаст устойчивость сценической коробке.
Рафаэль Даянов, директор мастерской "Литейная часть-91", продемонстрировал совету исторические фотографии, которые свидетельствуют, что Мариинский театр (по техническим причинам) шаг за шагом набирал высоту. Так что, в сущности, предлагаемый проект мало затрагивает исторические конструкции, а имеет дело с позднейшими надстройками.
Как отметил Сергей Петренко, главный инспектор МЧС по особо ценным объектам в Петербурге, оба варианта проекта уже поступили на экспертизу и, в принципе, приемлемы.
Рецензент проекта архитектор-реставратор Александр Леонтьев поддержал предложение проектировщиков скрыть под единым объемом кровли все существующие техногенные выступы. Профессор Академии художеств Андрей Пунин порадовался, что французские коллеги столь деликатно отнеслись к петербургскому памятнику.
Правда, директор Фонда спасения Петербурга-Ленинграда Александр Марголис заострил вопрос о границе юридически дозволенного при вмешательстве в памятник, но коллеги заверили его, что предлагаемые преобразования полностью укладываются в понятие "приспособление".
А депутат Алексей Ковалев призвал всех расписаться в "раздвоении личности": "В то время как мы обсуждаем "нежную" реставрацию и приспособление существующего здания, мы же даем санкцию на снос в Литовском квартале и строительство второй сцены по проекту Перро!"
|