В новых территориальных строительных нормах (ТСН) по проектированию высотных зданий появились разделы, посвященные внутреннему обустройству небоскребов. Наиболее важные статьи документа прокомментировали их авторы.
На проходившей в "ЛенНИИпроекте" конференции обсуждали вопросы вентиляции, кондиционирования, инженерных систем и лифтов. Нормы, которые разработали в институте по заказу петербургского Комитета по строительству (см. "НП", №20/2006), призваны в первую очередь обеспечить безопасность людей. Ради нее можно пожертвовать и комфортом, особенно если находишься на высоте 100 метров.
По словам главного специалиста по отоплению и вентиляции инженерного отдела ОАО "ЛенНИИпроект" Анатолия Юдовича, два главных фактора, которые нужно учитывать при установке систем вентиляции, - повышенная ветровая нагрузка высотного дома и повышенная категория пожарной безопасности.
Естественная вентиляция в таких зданиях вообще не рекомендуется и допустима только на нижних этажах. Окна должны открываться лишь в крайних случаях, например для мытья. Нельзя ставить оконные кондиционеры. Альтернативные варианты - система вентиляции с механическим побуждением, например приточно-вытяжная. Но и здесь есть свои нюансы. Надо рассчитывать, с какой стороны здания их монтировать (где меньше ветра).
Необходимо дополнительно вычислить скорость выброса вредных веществ через каналы дымоудаления. Его мощность должна превышать скорость ветрового потока, в противном случае вся "гадость" полезет обратно в дом.
"Вообще, нельзя приступать к работе без предварительного моделирования ветровых нагрузок, - говорит Анатолий Юдович, - и новыми ТСН мы толкаем специалистов к этому выводу".
Не менее важен вопрос герметизации здания. Мощные воздушные потоки могут идти с верхних этажей вниз и даже заклинивать двери. По этой причине в общественных сооружениях рекомендуется ставить вращающиеся двери, а в холлах и на лестничных клетках - самозакрывающиеся.
Все вентиляционные системы должны монтироваться отдельно для каждого пожарного отсека (максимально допустимая высота отсека - 50 метров), чтобы дым и огонь не могли перемещаться по всему зданию.
Одна из проблем, поднятых новыми ТСН, касается подачи воздуха в шахту лифта. "Обычно об этих показателях даже не задумываются", - комментирует г-н Юдович. Но если этот объем превысить, на кабину придется слишком большая нагрузка, и в лучшем случае заклинит двери.
Квартиры не зальет
Существенные уточнения появились в разделах ТСН, касающихся водоснабжения и канализации. В высотных зданиях стояки должны проходить вне квартир, в пределах лестнично-лифтового холла. "К ним всегда должен быть доступ у обслуживающего персонала, а самовольно попасть в квартиры мы не можем", - комментирует Светлана Архипова, главный специалист по ВК инженерного отдела ОАО "ЛенНИИпроект".
Для канализации предусмотрены только чугунные трубы с гладким покрытием. "Мы рекомендуем использовать импортные трубы, хотя в документах это не прописывали. Отечественные аналоги пока не дотягивают до требуемого качества", - отмечает г-жа Архипова.
Александр Подпорин, доцент кафедры водоснабжения СПб ГАСУ, добавил, что одно из появившихся требований касается защиты труб от гидроударов. Каждый раз, когда включается или выключается насос для подачи воды, система испытывает большие нагрузки. Чтобы этого не происходило, нужно устанавливать специальные мембранные баки, которые смягчали бы перепад давления, принимая основную нагрузку на себя.
Отдельно затронуты в ТСН вопросы автоматизации инженерных систем. "По большому счету это вторичная задача - то, как управлять оборудованием, но она становится все более актуальной, и закладывать системы автоматизации нужно еще на стадии проектирования", - говорит Татьяна Резник, начальник группы КИПиА отдела электрооборудования ОАО "ЛенНИИпроект".
Камнем преткновения стал вопрос о системах пожарной безопасности. На Западе предпочитают подключать их к единому комплексу управления. "Нам же кажется, что противопожарное оборудование должно монтироваться отдельно и напрямую не зависеть от системы, - считает г-жа Резник. - Так повышается уровень безопасности".
Эвакуация с комфортом
Большое внимание уделено проектированию "вертикального транспорта" в высотных зданиях - лифтов и эскалаторов. "Лифтовая шахта - это ядро высотного здания, главная его артерия", - говорит Семен Ройтбурд, главный специалист по стандартам и пожарной безопасности "Отис-Россия".
Борис Бреговский, главный специалист по подъемно-транспортному оборудованию ОАО "ЛенНИИпроект", отметил, что пока нет точных расчетов количества лифтов и их размеров для конкретного высотного здания. Эти нормы еще разрабатываются. Основная проблема, которую рассматривают авторы, касается соблюдения пропорций.
Нет смысла ставить 10-местный лифт в зданиях, где его постоянно используют по два-три человека. В этом случае резонно сделать несколько небольших подъемников.
"Для жилых зданий необходимо делать расчеты исходя не только из числа прописанных людей, но и с учетом реального пассажиропотока и даже возможности его изменения в перспективе, - отмечает г-н Бреговский. - Для некоторых высотных зданий мы готовы предложить как вариант двухэтажные кабины, которые бы могли одновременно принимать и высаживать пассажиров на нескольких этажах".
Семен Ройтбурд рассказал, что в московских ТСН впервые разрешено использовать лифты для эвакуации людей, и предложил петербургским разработчикам взять некоторые нормы на вооружение. "Эвакуация людей с помощью лифтов до этого была запрещена, - говорит г-н Ройтбурд. - А ведь лестницами не всегда и не все могут пользоваться". Главные требования, которые предъявляются к конструкциям, - огнестойкость шахты и кабины.
|