Соглашение о передаче Петербургу части полномочий по работе с федеральными памятниками зашло в тупик.
Недавнее обрушение части ограды Юсуповского дворца - печальное свидетельство двусмысленной юридической ситуации.
Как заявила председатель КГИОП Вера Дементьева, подписанное губернатором и главой Роскультуры в августе 2005 года Соглашение фактически заморожено. Чтобы оно вступило в силу, необходимо постановление Правительства РФ, но до Кремля документы не доходят, вращаясь по кругу между согласующими министерствами и ведомствами.
"Сначала нам говорили, что вот-вот Соглашение будет окончательно оформлено, - комментирует г-жа Дементьева. - Потом от нас потребовали расчета субвенций от федерального бюджета на работу с федеральными памятниками, хотя Петербург сразу заявил, что мы не просим денег от федерации на эти функции.
Теперь от нас требуют сделать расчет по численности сотрудников. Так что же - делить КГИОП на части: одни работают с региональными памятниками, другие - с федеральными?!" Но это лишь предлагаемый абсурд. Есть уже и вполне реальный, который сложился с прохождением документов на реставрацию и приспособление памятников федерального значения.
Сначала проект необходимо согласовать в КГИОП, потом в Управлении Росохранкультуры по Северо-Западному округу. Потом в обоих ведомствах получить разрешение на производство работ. Причем если поначалу их работа была скоординирована (комитет подписывал решения, а специалисты Росохранкультуры штамповали), то теперь каждый рассматривает бумаги по полному кругу.
Можно сколь угодно рассуждать о нелепости этой схемы. Но то, что подобный "двойной" контроль, - вовсе не страховка от беды, это уж точно. Свидетельство тому - обрушение части ограды Юсуповского дворца, случившееся во время работ по укреплению фундамента.
Как заверяют представители КГИОП, они уже давно били тревогу по поводу этого объекта федерального значения. Но закон до 1 января 2006-го запрещал включать его в план финансирования за счет городских бюджетных средств.
Затем, спасибо, разрешил. Включили, согласовали и там и там - и вот результат. По словам зам. главы Росохранкультуры Анатолия Вилкова, обрушение произошло из-за того, что подрядчик (компания "Профиль") нарушил технологию. За свой счет он обязан "исправить ошибку".
В КГИОП при этом отмечают, что представители Росохранкультуры ход работ не контролировали, а должны были, поскольку федеральные объекты - сфера их ответственности. В общем, если дело дойдет до судебных разбирательств, КГИОП могут обвинить в превышении полномочий (в том, что из бюджета выделили деньги на аварийный памятник и занялись его спасением), а Росохранкультуру - в неисполнении полномочий.
По оценке Веры Дементьевой, корень проблемы кроется в законодательстве, которое непостижимым образом связывает категорию ценности памятника с вопросами собственности, финансирования и управления.
В надежде скорректировать закон в КГИОП начали составлять список объектов, ценность которых непререкаема. А от традиционной градации на "федеральные" и "региональные" памятники специалисты очень надеются когда-нибудь (а лучше бы побыстрее) отойти.
|